Авто с грязным выхлопом на улицах Алматы найдут экодатчики. Что дальше?
С января новая система по контролю за загрязнением воздуха начнёт работать в полную меру. Кто и как будет наказывать за дымящие машины.
В Алматы в тестовом режиме работают 24 экодатчика, способных выявлять автомобили с превышением норм токсичности и дымности. Как рассказали редакции Kolesa.kz представители Sergek Group, 25 декабря их станет уже 28. А с 1 января 2024 года, после того как вступит в силу новый стандарт СТ РК 1433-2023*, применение экодатчиков на перекрёстках станет законным. Данные с этих приборов будут передавать в полицию. Патрули в свою очередь, ориентируясь на списки, станут выявлять машины с подозрением на превышение норм токсичности в транспортном потоке и отправлять на проверку на экопосты.
Как пояснили в Sergek Group, выписывать предписания нарушителям самостоятельно датчики не могут. Для этого нужно будет внести изменения ещё в ряд законодательных актов. В перспективе приборы планируется начать применять во всех городах страны, где есть проблемы с экологией, условно во всех крупных.
Как считаете, такая система измерений станет стимулом для водителей задуматься об обслуживании и ремонте двигателя?
О методике измерения выхлопа: что нового?
К слову, именно нормами стандарта СТ РК 1433-2023, а не какими-то другими или разработанными акиматами городов с 1 января обяжут руководствоваться сотрудников стационарных и мобильных экопостов. Это значит, что перед проверкой им будет необходимо подключать к обследуемым авто датчики температуры масла и тахометра. Измерения проводить не методом «газуй, а я смотреть на дым и на приборы буду», а строго по регламенту. В том числе не пытаться обследовать бензиновые машины при температуре меньше, чем минус 7, а дизельные, когда на улице ниже нуля. А при температуре воздуха выше плюс 35 использовать специальные повышающие коэффициенты. Проводить замеры можно будет только на авто с прогретым двигателем, снимая показания отдельно на низких и высоких оборотах. В общем, делать измерения не на глазок, а максимально точно. Пробег обследуемого транспортного средства должен быть не менее 3000 км. Авто с меньшим пробегом проверке не подлежат.
При этом в обновлённом стандарте теперь будут прописаны нормы выхлопа для легковых бензиновых, дизельных и работающих на газе авто, а также для мотоциклов. До этого норм для авто с ГБО не значилось, равно как и для мототехники.
Экологические классы автомобилей будут определяться в зависимости от страны, где они произведены, и года выпуска.
В Комитете техрегулирования и метрологии, принявшем СТ РК 1433-2023, поясняют, что стандарт сделали более актуальным, уточнив область применения и добавив ряд нормативов.
По итогам пересмотра стандарта планируется запуск в пилотном режиме проверок автотранспортных средств акиматом и департаментом экологии на соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах установленным требованиям в центрах технического осмотра города Алматы и создание экологических зон с возможностью запрета въезда по уровню загазованности автотранспортных средств, рассказали в комитете.
*СТ РК 1433-2023 — «Транспорт дорожный. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами транспортных средств в атмосферный воздух. Нормы и методы измерения».
Источник: kolesa.kz