...

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Первые машины в нашей стране появились на заре XX века, но регистрировать их начали гораздо позже.

Одна из попыток упорядочить автомобильный учёт была предпринята новыми властями в 1920 году, когда ещё шла Гражданская война. В постановлении Совнаркома предписывалось обязательное наличие переднего номерного знака на левом крыле автомобиля, а заднего — на кузове или особой стойке небольшой высоты не ниже аршина от земли (~71 см).

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Как пример, госномера на московских таксомоторах в начале 20-х годов прошлого столетия

Единого стандарта пока не существовало, у каждого города был свой вид, но с того момента запретили самописные номера — только печатные. Вдобавок стало обязательным регистрационное свидетельство, которое должно находиться при машине. Уже в 1923 году в Киргизской АССР, включавшей территорию современного Казахстана, было поставлено на учёт 126 автомобилей: 72 легковых, 51 грузовой и 3 специальных. Мотоциклов значилось 27.

Да, кстати, уже тогда двухколёсный транспорт, в том числе и вело, подлежал обязательной нумерации. Забавно, что в наше время вопрос, как оформить мопеды, уже год с лишним власти только и обсуждают.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Для читабельности госномера для мототехники устанавливали и на переднее крыло — пример из Узбекской ССР. Такая практика была и в мире. Фото: Макс Пенсон

В 1931-м в первом постановлении об общесоюзном учёте были утверждены размеры знака, его форма, цвет, высота и толщина цифр и символы для всех республик.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Госномер Казахстана образца 1931-1934 годов

Но и в последующие тридцать лет требования к автомобильным регистрационным табличкам в СССР менялись неоднократно: и формы, и начертание, и цвет фона с буквами.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Один из образцов госномера очередного стандарта от 1936 года на чёрном фоне. Серия КА — Казахстан

Особая неразбериха с госучётом транспорта началась сразу после войны, в 45-м: часть машин либо утеряла номера и документы в ходе боёв, либо была пересобрана из останков и агрегатов других, завезли немало и трофейной техники с иностранной регистрацией. Это стало причиной пересмотра контроля за транспортом и видов номеров. Снова изменилось начертание и расположение букв и цифр, а фон номеров поменял цвет на жёлтый. Передний номер должен был быть вытянутой формы, задний — тоже прямоугольный, но узкий, а литеры и цифры на нём располагались друг под другом.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Старые номера образца середины 40-х ещё встречаются у владельцев ретротехники. Код ШД на фото — это Алма-Атинская область

В 1959 году в связи с разрастанием количества машин в геометрической прогрессии был принят ГОСТ 3207-58, открывший эпоху так называемых чёрных номеров.

Чёрные номера

Согласно введённому стандарту, автомобильные номера имели чёрный фон с цифрами и буквами белого цвета. Последних стало три, две первые из которых указывали географию регистрации ТС, а именно область или город. Казахская ССР, как вторая по площади территории после РСФСР, имела соответствующее количество областей и закреплённых за ними номерных знаков. Это два десятка комбинаций плюс отдельно сочетание АТ — для столицы Казахской ССР.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Это фото из заводского каталога Волжского завода было сделано в горах близ Алма-Аты в начале 70-х. На «копейке» чёрные номера с алматинской регистрацией

Обозначение регионов на госномерах КазССР до 1993 года

СерияРегион
АК, ЦЛАкмолинская (Целиноградская) область
АЮАктюбинская область
АПАлма-Атинская область
АТГород Алма-Ата
ВК, ВАВосточно-Казахстанская область
ГУ, ГТ, ШАГурьевская область
ДЖДжамбульская область
ДКДжезказганская область
ЗК, УТЗападно-Казахстанская область
КГКарагандинская область
КЗКзыл-Ординская область
КТКокчетавская область
КЩ, НЖКустанайская область
МШМангышлакская область
ПАПавлодарская область
СКСеверо-Казахстанская область
СПСемипалатинская область
ТГТургайская область
ТКТалды-Курганская область
ЮК, ЧМЮжно-Казахстанская (Чимкентская) область

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Задний госномер отличался от переднего «двухэтажной компоновкой» и размерами

Белые номера

Чёрный формат действовал до 1980 года, пока уже по ГОСТ 3207-77 советские номера не обновили свой дизайн. Таблички увеличились в размерах, символы наносились чёрным цветом, а фон был белым.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Существенным новшеством стала сепарация номерных знаков на частные и казённые. Если государственные ТС сохранили прежнее трёхбуквенное сочетание позади комбинации из четырёх цифр, то оформленные на частников авто несли литеру нижним регистром впереди набора цифр и две — в конце.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Toyota RAV4 на алматинских номерах госучреждения конца советской эпохи — их ещё можно было встретить в 90-х. Фото из архива редакции Kolesa.kz

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Хотя даже в 2019-2020 годах их можно было заметить на дорогах и авторынках Казахстана в период активного ввоза авто из России (ОА — Оренбургская область). Старые типы советских номеров в РФ до сих пор имеют силу

Ещё одна особенность была у этого стандарта — номера для частных владельцев выдавались вытянутые прямоугольные как на передок, так и на задок. Под него же был оптимизирован дизайн ниш, подсветка сзади и, конечно же, штампы для кузовных деталей на всех выпускаемых легковушках в Союзе. Закрепить белый номер на задок авто выпуска до 1980 года без дрели было новой задачкой для владельцев. «Квадратный» тип — это для госучреждений, причём только для габаритных авто: фургонов, грузовиков, микроавтобусов и автобусов.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Образец номера Кокчетавской области госучреждения

Белые, но уже не советские

В Казахстане, ставшем независимым государством, регистрационные таблички советского образца сохраняли силу вплоть до 1993 года, когда был учреждён собственный стандарт номерных знаков в международной стилистике, без кириллицы. На белом фоне пластины отображались чёрные символы в следующей последовательности: одна буква в начале — три цифры в середине — две или три буквы в конце. Всё латиницей.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Первая буква номерного знака означала область, в которой было зарегистрировано данное транспортное средство. Две буквы в конце указывали на принадлежность машины юридическому лицу, три буквы — частному лицу.

Кстати, наблюдательные автомобилисты отмечали сразу, что третья по счёту литера была М. Почему М, а не А, к примеру? В сокращении буква относила учёт к личному авто — на казахском «меншік» имеет одно из определений как частная собственность. Однако разработчики недооценили перспективы роста автопарка страны в нулевых, и пришлось менять М на следующую по алфавиту N, а далее — O. Последние серии номеров в этом дизайне завершились на букве P.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Ещё из наблюдений редакции: в разных регионах можно было заметить разные наборы для штамповки букв и цифр. На фото уазик из Актобе, который получил новые номера в числе первых. Буквы и цифры номера словно взяты от европейских образцов

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

На этом фото — авто из Алматы и номер, также выданный в первые годы после смены стандарта. Разница в шрифтах очевидна

Примечательно, что в Казахстане тогда сочли излишним нанесение на номер символа государственной принадлежности, видимо, чтобы не перегружать восприятие номера. Исключение — номера для автомобилей президента Казахстана (флаг на всю высоту таблички и набор 01 KZ) и верхушки власти, его администрации и хозяйства, а также парламента РК.

Обозначение регионов на госномерах Республики Казахстан после 1993 года

СерияРегион
AГород Алматы
BАлматинская область
CАкмолинская область
DАктюбинская область
EАтырауская область
FВосточно-Казахстанская область
HЖамбылская область
KУлытауская область (до 1997 г.)
LЗападно-Казахстанская область
MКарагандинская область
NКызылординская область
OКокшетауская область (до 1997 г.)
PКостанайская область
RМангистауская область
SПавлодарская область
TСеверо-Казахстанская область
UАбайская область (до 1997 г.)
VЖетысуская область (до 1997 г.)
WТургайская область (до 1997 г.)
XЮжно-Казахстанская область
ZАстана

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

«Волга» юридического лица, зарегистрированного в Алматы

Табличка действительно получилась лаконичной и хорошо читалась, причём даже в тёмное время: фон стал светоотражающим. И ещё одно отличие было от образцов СССР — металл. Теперь это алюминий, который не боялся ржавчины. Советские номера ржавели и ежегодно требовали покраски.

Из старого стандарта перекочевал только формат набора для иностранцев и компаний с зарубежным участием: одна буква в начале (H, P, K и M) и шестизначное число на жёлтом фоне, а также для дипломатов — на красном фоне (D, T и CMD).

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Срок замены старых номеров на новые был ограничен с одновременным введением запрета на управление транспортом на советском учёте, что создало неудобства для многих автовладельцев, чьи машины не попали в новую базу данных.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Алматинский трафик в середине 90-х. Казахстанцы быстро перешли на новый тип табличек. Фото из архива редакции Kolesa.kz

Новые номера с флажком и кодом KZ

С 2012 года на территории Республики Казахстан ввели новый тип номеров, который действует и сегодня. Замена старых знаков на новые не требуется, но в случае переоформления авто выдаётся табличка действующего стандарта.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Новый вид госномеров был дополнен флагом страны и буквами KZ в левом углу, а справа появились две цифры, обозначающие код региона. Вместо букв теперь используется цифровое обозначение.

Цифровые коды регионов на госномерах Республики Казахстан после 2012 года

СерияРегион
01Город Астана
02Город Алматы
03Акмолинская область
04Актюбинская область
05Алматинская область
06Атырауская область
07Западно-Казахстанская область
08Жамбылская область
09Карагандинская область
10Костанайская область
11Кызылординская область
12Мангистауская область
13Туркестанская область
14Павлодарская область
15Северо-Казахстанская область
16Восточно-Казахстанская область
17Город Шымкент
18Абайская область
19Жетысуская область
20Улытауская область

Тут стоит заметить, что регион 18 на жёлтом фоне — это отдельная серия номеров, к Абайской области никак не относящаяся. Выдавались номера в 2020 году временно для автовладельцев, которые импортировали автомобили из стран ЕАЭС, но с учёта на прежнем месте не сняли. Позже такие автомобили стали метить литерой А в начале жёлтого номера, а код относился к области, в которой машину временно регистрировали.

Обновились стандарты номеров и для иностранных граждан и компаний, дипломатов, полиции, военных и мототранспорта.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Фото: Алмаз Толеке

Также слегка освежили формат и для госаппарата, но не глобально. А госномер 01 KZ, который относится к автомобилям президента РК, сохранился в образце 1993 года и вовсе без изменений.

Кстати, как изготавливают госномера в Казахстане, мы писали в отдельной статье.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

А госномера каких серий были на ваших автомобилях? Сможете вспомнить? Пишите в комментариях!

Источник: kolesa.kz

Обсуждение (0)
Нет комментариев
Оставить комментарий