...

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Шестьдесят лет назад была сделана пробная партия легковых машин с газотурбинными двигателями, которая позже была почти полностью уничтожена.

Главными преимуществами газотурбинных силовых двигателей (ГТД) перед поршневыми моторами считались компактные размеры и простота устройства. Крайслеровские ГТД имели в пять раз меньше деталей и весили вдвое меньше, чем сопоставимые по параметрам карбюраторные агрегаты, поскольку не нуждались в кривошипно-шатунном механизме, распредвале и клапанах, сложных системах зажигания, смазки и охлаждения.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Вера в их перспективы была настолько высока, что в компании после череды концептов выпустили в 1963–1964 гг. полноценную промышленную серию в количестве 55 легковых двухдверок Chrysler Turbine Car с «реактивным» дизайном авторства Элвуда Энджела, воплощённого в изящных кузовах цвета меди ручной работы от Ghia. Под капотом каждой из них находился многотопливный ГТД, способный работать на «всём, что горит», но всё-таки с дружеской рекомендацией заливать дизель, керосин или низкооктановый бензин.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

1 / 6

После тщательного отбора кандидатов на пользование горячей во всех смыслах новинкой — а число желающих оказалось огромным, что-то около 30 тыс. человек — им были выданы на руки полсотни машин. Бесплатно, разумеется. Топливо добровольцы приобретали за свой счёт, а все расходы на доставку, техобслуживание, ремонт и страхование производитель взял на себя.

Суммарный пробег тестовых автомобилей за 27 месяцев составил 1 788 512 км, средний 3-месячный пробег под управлением одного водителя — 8 110 км, максимальный — 22 605 км, чего вряд ли бы удалось достичь на заводском полигоне, да ещё в столь разнообразных условиях.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Отзывы на Chrysler Turbine Car оказались таковы. Однозначное одобрение получили плавность хода, комфорт в салоне, низкий уровень вибраций и надёжный запуск двигателя в любую погоду. ГТД не глох, не требовал регулярной замены масла и сезонной настройки карбюратора, печка согревала мгновенно. При этом разочаровала вялая динамика 130-сильного мотора, повышенный расход топлива и двухсекундная задержка при трогании с места, поскольку турбине было необходимо время для выхода на нужные обороты. А ещё фоновый реактивный свист в движении, негромкий, но непривычный водительскому уху.

Финал кратковременной карьеры Chrysler Turbine Car оказался печален. Отдавая себе отчёт, что машины с ГТД вряд ли завоюют массовое признание клиентуры, руководство постановило уничтожить опытную партию. Многие из тех испытателей хотели выкупить полюбившиеся машины даже по завышенной цене, но получили категоричный отказ. Тем самым в Chrysler стремились избежать дискредитации турбинного проекта и репутации компании в целом, чтобы созданные с таким трудом ГТД «не попали в руки торговцев автохламом, а кустари не воткнули бы в итальянские кузова 8-цилиндровые моторы».

От шредера удалось спасти десяток машин — в качестве экспонатов для различных музеев. К сожалению, большинство из них было приведено в несамоходное состояние, поскольку компания предварительно демонтировала уникальные компрессоры с оборудованием, без которых запуск ГТД стал невозможным в принципе.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Три комплектных экземпляра Chrysler оставил себе, из которых один в 2009 году был продан знаменитому телеведущему и коллекционеру машин Джею Лено.

Chrysler Turbine Car снова на дорогах

Не имевший опыта обращения с подобными авто Лено невзначай спалил силовую установку, что позже потребовало значительных организационных и финансовых усилий по её восстановлению, поскольку технологии производства компактных автомобильных ГТД за минувшие полвека были утрачены. К счастью, усилиями многих людей Chrysler Turbine Car вновь оказался на ходу, что и было продемонстрировано в августе 2024 года в рамках пробега Woodward Dream Cruise.

Кстати, обратите внимание на тот самый звук при движении начиная с 7:22:

Источник: kolesa.kz

Обсуждение (0)
Нет комментариев
Оставить комментарий