Chrysler Turbine Car снова на дорогах
Шестьдесят лет назад была сделана пробная партия легковых машин с газотурбинными двигателями, которая позже была почти полностью уничтожена.
Главными преимуществами газотурбинных силовых двигателей (ГТД) перед поршневыми моторами считались компактные размеры и простота устройства. Крайслеровские ГТД имели в пять раз меньше деталей и весили вдвое меньше, чем сопоставимые по параметрам карбюраторные агрегаты, поскольку не нуждались в кривошипно-шатунном механизме, распредвале и клапанах, сложных системах зажигания, смазки и охлаждения.
Вера в их перспективы была настолько высока, что в компании после череды концептов выпустили в 1963–1964 гг. полноценную промышленную серию в количестве 55 легковых двухдверок Chrysler Turbine Car с «реактивным» дизайном авторства Элвуда Энджела, воплощённого в изящных кузовах цвета меди ручной работы от Ghia. Под капотом каждой из них находился многотопливный ГТД, способный работать на «всём, что горит», но всё-таки с дружеской рекомендацией заливать дизель, керосин или низкооктановый бензин.
1 / 6
После тщательного отбора кандидатов на пользование горячей во всех смыслах новинкой — а число желающих оказалось огромным, что-то около 30 тыс. человек — им были выданы на руки полсотни машин. Бесплатно, разумеется. Топливо добровольцы приобретали за свой счёт, а все расходы на доставку, техобслуживание, ремонт и страхование производитель взял на себя.
Суммарный пробег тестовых автомобилей за 27 месяцев составил 1 788 512 км, средний 3-месячный пробег под управлением одного водителя — 8 110 км, максимальный — 22 605 км, чего вряд ли бы удалось достичь на заводском полигоне, да ещё в столь разнообразных условиях.
Отзывы на Chrysler Turbine Car оказались таковы. Однозначное одобрение получили плавность хода, комфорт в салоне, низкий уровень вибраций и надёжный запуск двигателя в любую погоду. ГТД не глох, не требовал регулярной замены масла и сезонной настройки карбюратора, печка согревала мгновенно. При этом разочаровала вялая динамика 130-сильного мотора, повышенный расход топлива и двухсекундная задержка при трогании с места, поскольку турбине было необходимо время для выхода на нужные обороты. А ещё фоновый реактивный свист в движении, негромкий, но непривычный водительскому уху.
Финал кратковременной карьеры Chrysler Turbine Car оказался печален. Отдавая себе отчёт, что машины с ГТД вряд ли завоюют массовое признание клиентуры, руководство постановило уничтожить опытную партию. Многие из тех испытателей хотели выкупить полюбившиеся машины даже по завышенной цене, но получили категоричный отказ. Тем самым в Chrysler стремились избежать дискредитации турбинного проекта и репутации компании в целом, чтобы созданные с таким трудом ГТД «не попали в руки торговцев автохламом, а кустари не воткнули бы в итальянские кузова 8-цилиндровые моторы».
От шредера удалось спасти десяток машин — в качестве экспонатов для различных музеев. К сожалению, большинство из них было приведено в несамоходное состояние, поскольку компания предварительно демонтировала уникальные компрессоры с оборудованием, без которых запуск ГТД стал невозможным в принципе.
Три комплектных экземпляра Chrysler оставил себе, из которых один в 2009 году был продан знаменитому телеведущему и коллекционеру машин Джею Лено.
Не имевший опыта обращения с подобными авто Лено невзначай спалил силовую установку, что позже потребовало значительных организационных и финансовых усилий по её восстановлению, поскольку технологии производства компактных автомобильных ГТД за минувшие полвека были утрачены. К счастью, усилиями многих людей Chrysler Turbine Car вновь оказался на ходу, что и было продемонстрировано в августе 2024 года в рамках пробега Woodward Dream Cruise.
Кстати, обратите внимание на тот самый звук при движении начиная с 7:22:
Источник: kolesa.kz