...

До 60 процентов авто в Алматы ездят без катализаторов — эксперт

В Алматы около 60 процентов автомобилей ездят без катализаторов — устройств, которые устанавливаются в выхлопной системе автомобиля для уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Об этом во время форума «Такси Казахстан 2024» рассказала исполнительный директор проекта Almaty Air Initiative Жулдыз Саулебекова.

Катализаторы: шаг к чистому воздуху

По информации эксперта, Алматы — город, где автомобили составляют 60 процентов источников загрязнения воздуха. Одним из ключевых элементов в борьбе за экологию являются автомобильные катализаторы.

При этом данные устройства становятся все более привлекательной мишенью для воров. Это связано с их уникальной конструкцией и содержанием редкоземельных металлов, которые имеют высокую рыночную стоимость.

«По нашим исследованиям, до 60 процентов автомобилей в Алматы ездят без катализаторов. Причина банальна: износ без замены, отсутствие мотивации и массовая вырезка с целью продажи. Это стало серьезной экологической и социальной проблемой.

Катализатор улавливает до 90 процентов вредных выбросов. Одна машина с катализатором компенсирует загрязнение десяти машин без него. Но, к сожалению, для многих водителей экология остается на последнем месте. Они готовы вырезать катализатор ради 200–300 долларов, чтобы купить, например, зимние шины», — заявила Саулебекова.

Контроль за таксопарками

Эксперт отмечает, что одна из ключевых проблем, связанная с катализаторами, — это то, что водитель может даже не подозревать об их отсутствии на своем автомобиле.

«Человек может ездить с уверенностью, что у него новый хороший автомобиль, но на деле катализатор может быть уже вырезан. Это связано с тем, что существует целый бизнес по их скупке, поскольку катализаторы содержат драгоценные металлы и кто-то их спиливает намеренно. Недавно я разговаривала с владельцем СТО, он рассказал, что к нему приехал таксопарк с 50-ю новыми автомобилями и попросил вырезать катализаторы у всех машин якобы для того, чтобы приобрести на эти деньги зимние шины. Этот случай демонстрирует масштабы проблемы: владельцы такси, экономя на замене катализаторов или обслуживании, наносят огромный ущерб экологии», — рассказала Саулебекова.

Председатель Ассоциации таксомоторной и прокатной отрасли Казахстана Женис Мухиев подтвердил, что подобная проблема в таксопарках имеется.

«Мы знаем об этой проблеме. Не знаем конкретно, кто из таксопарков этим занимается, но слышали о таких случаях. Мы категорически против таких вещей. Некоторые водители, пытаясь любыми способами заработать деньги, после получения автомобиля срезают катализатор. Проверить его наличие сложно на некоторых моделях, а регулярный осмотр сотен машин в парке бывает затруднителен. Мы категорически предупреждаем таксопарки и можем применять меры наказания вплоть до исключения из Ассоциации за подобные действия», — заявил Мухиев.

Что можно сделать?

По словам Жулдыз Саулебековой, ситуация требует не только информационной работы с автовладельцами, но и строгого контроля со стороны государства. В частности — усиление контроля над бизнесом по скупке катализаторов, а также создание прозрачных правил утилизации.

«Необходимо ужесточить контроль. Только 15 процентов пунктов техосмотра в Алматы оснащены необходимым оборудованием. Остальные просто «рисуют» результаты. Мотивировать водителей. Государственные программы, такие как субсидии или скидки на замену катализаторов, могли бы стимулировать экологизацию автопарка. Это проблема, которую нельзя игнорировать», — подчеркивает Жулдыз Саулебекова.

Ранее мы уже писали о проблеме кражи катализаторов в Казахстане. О том, какие автомобили под угрозой можно прочитать здесь.

Источник: tengriauto.kz

Обсуждение (0)
Нет комментариев
Оставить комментарий