Есть ли будущее у электромобилей в Казахстане? Ответили в Минэнерго
Казахстан уже несколько лет испытывает довольно серьезный дефицит электроэнергии и мощностей. Между тем страна активно популяризирует зеленую экономику. Из года в год в Казахстане растет количество экологического транспорта, но хватит ли мощностей для электрокаров, узнавал корреспондент Tengri Auto.
На недавно прошедшем 18-м Пекинском международном автосалоне Auto China 2024 было представлено 278 моделей электромобилей. В прошлом году Китай резко увеличил экспорт электрокаров. Согласно прогнозам, в этом году общий экспорт автомобилей достигнет 5,5 миллиона единиц. Отметим, что доля экологического транспорта шла и идет именно в Казахстан. В страну, где с острым дефицитом электроэнергии столкнулись жители южных регионов еще осенью 2021 года. При этом эксперты уверены, что дальнейший рост символов современного транспорта будет напрямую зависеть от развития соответствующей инфраструктуры.
Фото: depositphotos.com
«Насколько быстро будет развиваться инфраструктура, такими же темпами будет расти и рынок», — прокомментировал в ходе автомобильного форума аналитик Ансар Абуев.
Отметим, на сегодняшний день в стране всего около девяти тысяч электромобилей (менее одного процента от общего количества автомобилей).
«Смысл брать, если, к примеру, в Усть-Каменогорске на весь город всего около пяти зарядных станций. Конечно, можно попробовать заряжать и дома, но представьте, какой вам счет придет за электричество, да и далеко ли вы уедете? А если на загородной трассе встанете?» — говорит житель города Газиз Абдельдинов.
На днях председатель правления компании «КазАвтоЖол» Дархан Иманашев сообщил, что на сегодняшний день установлено 150 электрозарядок, из них порядка 50 единиц — вдоль автодороги республиканского значения. Этого действительно мало, но с учетом имеющегося энергодефицита даже это сегодня показатель.
Согласно официальным данным Министерства энергетики Казахстана, основной поставщик электроэнергии в стране — тепловая электростанция (данные за 2023 год — прим.):
- ТЭС на угле — 66 процентов;
- ТЭС на газе — 11,4 процента;
- ГТЭС на газе — 9,8 процента;
- ГЭС — 6,8 процента;
- Малые ГЭС (ВИЭ) — 0,9 процента (возобновляемые источники энергии, всего 6 процентов);
- ВЭС — 3,4 процента;
- СЭС — 1,7 процента.
«На сегодняшний день в Единой электроэнергетической системе дефицит наблюдается исключительно в так называемые пиковые часы потребления (со 2-го полугодия 2021 года). Данный дефицит покрывается путем планового импорта электрической энергии из энергосистем сопредельных государств. Южная зона ЕЭС является дефицитной, что обусловлено отсутствием значительных объемов первичных энергоносителей (газ, уголь, водные ресурсы). Дефицит Южной зоны ЕЭС покрывается за счет перетоков электрической энергии из профицитной Северной зоны ЕЭС по транзитам 500-220 киловатт «Север — Юг», «Восток — Юг», — сообщает Минэнерго.
При этом в министерстве подчеркивают, что с учетом сохранения энергобезопасности и с ежегодным ростом потребления электрической энергии требуется ввод новых энергомощностей и модернизация существующих станций.
«В качестве одного из векторов развития энергетического комплекса Казахстана в течение последних лет позиционируются возобновляемые источники энергии. Инвесторам при реализации проектов ВИЭ предоставляются меры государственной поддержки: гарантированная покупка электроэнергии и оплата по аукционной цене в течение 20 лет; ежегодная индексация аукционных цен с учетом инфляции и изменения курса валюты; приоритетная диспетчеризация электроэнергии, производимой с использованием ВИЭ; предоставление инвестиционных преференций в соответствии с Предпринимательским кодексом; предоставление финансовой поддержки со стороны правительства Единому закупщику, в случае невыполнения им своих обязательств по платежам перед проектами ВИЭ», — отмечают энергетики страны.
Они уверены, что благодаря ВИЭ будущее у электромобилей в Казахстане все же есть.
Фото: depositphotos.com
В настоящее время в стенах Парламента рассматривается проект закона, направленный на популяризацию электромобилей. В ходе проводимых на регулярной основе рабочих групп были приняты решения об определении электрозарядных станций потребителями розничного рынка электрической энергии и об отсутствии необходимости получения лицензии на энергоснабжение, что должно придать импульс в их развитии. Вместе с тем для осуществления соответствующей деятельности необходимо заключение договора электроснабжения в порядке, предусмотренном законодательством в сфере электроэнергетики», — подчеркнули в Минэнерго.
Ранее мы писали, когда казахстанцы пересядут на электромобили: мнения экспертов.
Источник: tengriauto.kz