...

Грозит ли Казахстану появление кладбищ электромобилей

Несколько лет назад мир автолюбителей потрясла информация о том, что в странах, шагающих в ногу со временем, начали появляться кладбища электромобилей. В 2021 году недалеко от долины Луары во Франции были обнаружены десятки машин. Пару лет спустя сразу в нескольких городах Китая были найдены аналогичные захоронения. Грозит ли Казахстану появление целого скопища брошенных в утиль электрокаров, разбирался корреспондент TengriAuto.

Первые электрокары появились в стране несколько лет назад. По данным МВД, на 5 января 2024 года в республике зарегистрировано 8 545 электромобилей (в 12,5 раза больше по сравнению с 2021 годом).

Сегодня делается многое, чтобы казахстанцы вместо двигателя внутреннего сгорания выбирали экотранспорт. В июле Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей», расширяющий возможности для авто с питанием от автономного источника электроэнергии.

Казалось бы, все хорошо: Казахстан медленно, но уверено движется в сторону перехода на углеродную нейтральность. По базовому сценарию цели мы должны достичь до 2060 года.

Однако возникает вопрос: если кладбища электрокаров появляются в странах, намного опережающих в развитии нашу, как мы сможем избежать этой же участи? Литиевые батареи токсичны и по своей опасности не уступают ядерным отходам. А сам процесс утилизации довольно дорогостоящее удовольствие.

По данным Министерства экологии и природных ресурсов, ведомство планирует провести анализ международного опыта по утилизации литий-ионных аккумуляторов, а также найти инвестора для строительства завода по утилизации.

«Согласно Экологическому кодексу, оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) направляет деньги в виде утилизационного платежа на финансирование организации, более 50 процентов акций которой принадлежит государству или национальному управляющему холдингу. Эти средства затем используются для поддержки проектов в обрабатывающей отрасли, направленных на улучшение экологии, в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Казахстан. В рамках этого направления потенциальные инвесторы могут получить финансирование для строительства комплексов по переработке и утилизации отходов», — сообщил в ответе на официальный запрос вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев.

По его информации, с 2016 по 2021 год велась работа по сбору аккумуляторных батарей среди населения для последующей их утилизации. За указанный период было собрано и утилизировано 82 тысячи тонн аккумуляторных батарей.

Корреспонденту TengriAuto удалось связаться с директором частного предприятия, который недавно запустил производственную линию по переработке батарей от электромобилей, электроскутеров и других устройств.

По словам Рустамжана Юнусбаева, существует несколько процессов переработки.

«Процесс пирометаллургической переработки включает высокотемпературную обработку для выделения ценных металлов от аккумулятора. Этот процесс различается в зависимости от типа аккумулятора, что делает его не совсем универсальным. При процессе гидрометаллургической переработки используются химические растворы для растворения металлов из батарей. Затем металлы осаждаются и фильтруются для извлечения полезных компонентов. Хоть этот метод обеспечивает высокий процент извлечения, процесс сложен из-за множества химических реакций и стадий, что делает его трудоемким и сложным в исполнении. И наконец, процесс, который мы используем: прямой процесс переработки включает механическое и физическое разделение батарей без использования химических реакций. Он универсален и подходит для всех типов батарей. Процесс эффективен для крупномасштабной переработки использованных батарей и отличается высокой скоростью».

Расскажите о полном процессе переработки.

«Процесс переработки начинается с разборки и сортировки батарей. При переработке батареи проходят несколько стадий: дробление, различные виды сепарации (разделения), и в итоге мы получаем металл, полимеры и черный порошок.
Черный порошок содержит никель, кобальт, литий и используется для производства новых батарей. Медь и алюминий — здесь широкий спектр для применения. Полимеры повторно используются для производства полимерных изделий. Наша производственная линия с тестовой одной тонны батарей выдала примерно 900-960 килограммов материалов, то есть в среднем это 95 процентов батареи. Оставшиеся 5 процентов — это различные остаточные материалы. Мусора как такового в результате переработки нет. На линии установлена система индукционной фильтрации. Все, что попадает в фильтр, мы извлекаем из него и отправляем на повторную отработку в линию».

Как быстро разлагаются литий-ионные батареи в естественной среде и насколько они опасны?

«На самом деле проверенной на 100 процентов информации нет, но разложение происходит очень долго, ввиду присутствия металлов и химических веществ в батареях. Здесь стоит отметить, что при безответственном размещении литий-ионных элементов возникают две проблемы: выделение вредных веществ в почву, а далее в воду и воздух. И неразумность захоронения в мусоре сырья, обладающего определенной ценностью. Сырья, для производства которого требуются редкоземельные металлы».

Какой вред батареи от электрокаров наносят окружающей среде? Почему их утилизируют отдельно?

«Аккумуляторы в электрокарах, как и другие литий-ионные батареи, содержат тяжелые металлы, которые при попадании в природу загрязняют почву и воду. Одна батарейка, всего одна, может испортить 200 метров почвы и 400 литров грунтовых вод«.

Несколько лет назад в мире заговорили о графеновых батареях. Ученые пророчили им будущее, которое может перевернуть индустрию возобновляемой энергии. В чем преимущество данного материала?

«На сегодняшний день его не используют в массовом производстве, хотя рассматривают как возможный материал. Потенциально графен может повысить скорость зарядки, емкость и долговечность по сравнению литий-ионными батареями. Насколько мне известно, также разрабатываются гибридные батареи, где графен используется в комбинации с литием. В целом графен называют материалом будущего, так как потенциально он может изменить аккумуляторную технологию. Графен не добывают, его синтезируют из графита или других углеродных материалов. Тем не менее эти разработки находятся на стадии исследований, поэтому массовое промышленное производство пока остается под вопросом».

Пока в Казахстане электромобилей не так много, но если культура пользования экотранспортом продолжит популяризироваться, а сфера по утилизации не будет развиваться, то вполне возможно, что и мы столкнемся с проблемами Франции и Китая.

Ранее мы писали, сколько электрозарядных станций в Казахстане и где их больше всего.

Источник: tengriauto.kz

Обсуждение (0)
Нет комментариев
Оставить комментарий