Как получить права категории A и А1?
В Казахстане по понятным причинам готовится ужесточение ПДД: для управления мопедом будут нужны водительские права. Что важно знать?
Популяризация сервисов доставки в пандемию неизбежно привела к тому, что в седле мототехники стали появляться люди, которые не знают правил дорожного движения. Да и практическую часть управления скутером или малокубатурным мотоциклом они познают не на закрытых площадках, а в городе. Особенно остро наплыв мопедов ощутил на себе Алматы, и сезон у наездников тёплыми днями не заканчивается. Мопеды стрекочут по улицам теперь даже зимой.
В ближайшее время ситуация должна кардинально измениться. Проект поправок, обязывающий мопедистов получать права, уже готов, принят мажилисом во втором чтении и отправлен на рассмотрение в сенат. Известно, что после вступления новых требований в силу водители даже 50-кубовых скутеров должны будут иметь категорию А1.
Упрощённая А1 позволит управлять мототехникой с объёмом двигателя до 125 кубиков, ну а полноценная A — ездить на любых мотоциклах.
Грядущий лайфхак
Согласно готовящимся поправкам, наличие у гражданина водительских категорий B или C означает автоматическое открытие и А1 тоже. Отсюда совет: если вы не намерены ездить на технике с мотором больше 125 кубиков и не имеете других прав, то, возможно, стоит отучиться на B. Одним выстрелом убьёте двух зайцев, так сказать. При этом пройти практический курс управления двухколёсной техникой в мотошколе настоятельно рекомендуется. Целее будете.
Вплоть до 23 апреля 2024 года для сдачи экзамена на открытие категорий А или А1 достаточно было позаниматься с частным инструктором, освоить несколько традиционных экзаменационных упражнений, проштудировать ПДД и усвоить ряд базовых знаний о первой помощи для сдачи теории. Сегодня же кандидатам сначала придётся отучиться в лицензированной мотошколе, пройти курсы теоретической и практической подготовки, получив сертификат после окончания. Возможность самоподготовки из Правил приёма экзаменов и выдачи водительских удостоверений с апреля исключена.
Экзамены на права
Теоретическая часть мотоэкзамена совершенно не отличается от автомобильной и представляет собой тест с несколькими вариантами ответов. Задачки в нём несложные, но требовательные к знанию ПДД. Наобум сдать их точно не получится.
Практическая же часть разительно отличается. К примеру, до мотоциклетных A и А1 технологический прогресс не дошёл: за сдачей экзамена по вождению наблюдают люди из экзаменационной комиссии, по старинке.
Сам экзамен можно назвать достаточно простым. Согласно пункту 48 Правил приёма экзаменов и выдачи водительских удостоверений, при проведении практического экзамена на категории A и А1 выполняются следующие упражнения:
- «Старт»;
- «Габаритный коридор»;
- «Проезд регулируемого перекрёстка»;
- «Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда»;
- «Габаритный полукруг»;
- «Крутой подъём и спуск»;
- «Габаритная восьмёрка»;
- «Проезд пешеходного перехода после регулируемого перекрёстка»;
- «Колейная доска»;
- «Финиш».
Итого 10 элементов. Однако в рамках редакционного визита в один из алматинских спецЦОНов мы заметили, что и порядок, и набор задач отличаются и выглядят так:
- «Старт»;
- «Крутой подъём и спуск»;
- «Проезд регулируемого перекрёстка»;
- «Габаритная восьмёрка»;
- «Габаритный коридор»;
- «Габаритный полукруг»;
- «Колейная доска»;
- «Финиш».
Если курсант отучился в мотошколе, то никаких проблем эти испытания не вызовут. Разве что запомнить: сообщать о манёврах и предупреждать об остановке надо жестами рук, как этого требуют экзаменаторы. В наше время как-то совсем уж непривычно. Навык, понятное дело, может и пригодиться в жизни, особенно если вы любите прокатиться по городу и на велосипеде тоже.
Экзамен на категорию B в спецЦОНах принимает нехитрая электроника с GPS и магнитными датчиками. У мототехники ничего такого нет — практика сдаётся по старым традициям
Что требуют на экзамене по вождению
В пункте 63 правил указывается непосредственный алгоритм выполнения каждого из упражнений, однако, как мы писали выше, реальное положение дел несколько отличается от теоретического, поэтому, помимо приведения требований на бумаге, расскажем, как всё это происходит на деле.
Упражнение № 1 «Старт»
Как в теории: перед началом выполнения упражнения кандидат в водители надевает и застёгивает мотошлем, регулирует зеркала заднего вида, занимает место на мотоцикле в предстартовой зоне, запускает двигатель, включает ближний свет фары, готовится к движению, заняв исходную позицию перед линией «Старт», подтверждает готовность к старту, включив сигнал левого поворота.
По команде «Старт» кандидат в водители в течение 20 секунд начинает движение, пересекает линию «Старт» с включённым сигналом левого поворота и, двигаясь по обозначенной полосе движения, выключает сигнал левого поворота до пересечения линии окончания выполнения упражнения.
Как на практике: главное отличие реальной версии «Старта» — необходимость сигнализировать о левом повороте руками, а именно вытянутой в сторону левой или правой, согнутой в локте под прямым углом вверх. Второй вариант, к слову, на моторизованной двухколёсной технике в дорожных условиях практически не применяется. Всё-таки справа расположена ручка газа.
Также следует помнить, что подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением манёвра.
Упражнение № 2 «Крутой подъём и спуск»
Как в теории: кандидат в водители останавливает транспортное средство на участке подъёма и спуска таким образом, чтобы проекции переднего и заднего габаритов транспортного средства на горизонтальную плоскость находились между линией фиксации выполнения упражнения и линией «Стоп», фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии и не ранее чем через три секунды после остановки продолжает движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства.
Как на практике: как и в случае с первым упражнением, разница в теоретическом и реальном варианте — сигналы руками. Намерение остановиться демонстрирует поднятая вверх рука. Экзаменаторы рекомендуют начинать сигнализировать примерно за пять метров до места остановки и держать руку на весу не менее двух метров.
Сам старт в горку — дело нехитрое, но требует некоторой сноровки, если делается впервые. Удерживать мотоцикл на уклоне можно, либо выведя рычаг сцепления во фрикционную зону и подняв слегка обороты двигателя, либо задним тормозом. Мопед, в принципе, можно остановить от отката мотором, но лучше всё же тормозами.
Упражнение № 3 «Проезд регулируемого перекрёстка»
Как в теории: при выполнении упражнения кандидат в водители проезжает регулируемый перекрёсток, соблюдая требования сигналов светофоров по направлению соответствующего предписывающего знака.
При выполнении левого (правого) поворота заблаговременно включить соответствующий указатель поворота.
Время проезда перекрёстка при разрешающем сигнале светофора не должно превышать 20 секунд.
Как на практике: опять же не забывайте сигналить руками. Если впереди красный сигнал светофора, то необходимо показать как намерение остановиться, подняв руку вверх, так и указать в дальнейшем направление движения.
Упражнение № 4 «Габаритная восьмёрка»
Как в теории: при выполнении упражнения кандидат в водители осуществляет движение по заданной траектории, проехав по кругу, расположенному справа, затем по кругу, расположенному слева, не наезжая колесом на контрольные линии и не касаясь ногой поверхности площадки.
Как на практике: «Габаритная восьмёрка» — это одно из тех упражнений, которое, по словам представителей спецЦОНа, курсанты заваливают чаще всего. По сути, манёвр простой и представляет собой два обычных разворота на 180 градусов в противоположные стороны. Новичков, вероятно, сбивает с толку необходимость держать технику в заданном узком коридоре.
Совет от редакции: не смотрите под колёса, а направляйте взгляд туда, куда хотите приехать. Сдавая экзамен на мотоцикле, не забывайте удерживать сцепление во фрикционной зоне. Это позволит работать газом в более широком диапазоне оборотов без каких-либо рывков. Придерживайте лапку заднего тормоза. Также помните про правила маневрирования.
Упражнение № 5 «Габаритный коридор»
Как в теории: при выполнении упражнения кандидат в водители осуществляет движение в «Габаритном коридоре», не наезжая колесом на контрольные линии и не касаясь ногой поверхности площадки.
Как на практике: реальная версия «Габаритного коридора» требует подачи сигнала об остановке рукой, что может создать небольшой дисбаланс у новичка в узком пространстве. Как и в случае с восьмёркой, не стоит концентрировать взгляд на линиях под колёсами. Разве что в конце упражнения следует расположить переднее колесо так, чтобы оно оказалось аккурат между пунктирной линией и сплошной.
После остановки также требуется убрать руки с руля и выставить их в стороны. В случае с мопедом никаких дополнительных манипуляций делать не нужно, а мотоцикл следует переключить в нейтраль.
Упражнение № 6 «Габаритный полукруг»
Как в теории: при выполнении упражнения кандидат в водители заблаговременно до пересечения линии начала выполнения упражнения включает сигнал левого поворота, осуществляет движение по траектории «Габаритный полукруг», не наезжая колесом на контрольные линии и не касаясь ногой поверхности площадки, выключает сигнал левого поворота до пересечения линии окончания выполнения упражнения.
Как на практике: «Габаритный полукруг» вполне можно назвать упрощённой версией восьмёрки, так что советы тут аналогичные. Взгляд направляете туда, куда ходите приехать, не забывайте про фрикционную зону сцепления и задний тормоз в случае с мотоциклом, а что касается траектории, то старайтесь держаться чуть-чуть пошире. Как у автомобиля, заднее колесо мотоцикла/мопеда идёт по более узкому радиусу. Соответственно, если прижаться к внутренней линии, куда выше шанс наехать на неё.
Упражнение № 7 «Колейная доска»
Как в теории: при выполнении упражнения кандидат в водители осуществляет движение по «колейной доске», не наезжая колесом на контрольные линии и не касаясь ногой поверхности площадки.
Как на практике: «Колейная доска» изначально задумывалась как упражнение, в котором курсант должен был проехать по приподнятой над дорогой узкой балке. На сегодняшний день в спецЦОНах вместо реальной доски используется разметка, то есть перед нами слегка усложнённая версия «Габаритного коридора». Её требуют проезжать с одной рукой на руле.
Экзаменаторы карают даже за вот такое едва заметное касание осевых линий
Упражнение № 8 «Финиш»
Как в теории: при выполнении упражнения перед пересечением финишной линии кандидат в водители включает указатель правого поворота, пересекает по проекции габаритов транспортного средства финишную линию, останавливает транспортное средство, выключает указатель правого поворота, включает нейтральную передачу, выключает ближний свет фары, глушит двигатель, спешивается и ставит транспортное средство на центральную подставку или боковой упор.
Как на практике: тут, собственно, ничего особенного не посоветуешь. Разве что напомним: не забывайте про сигналы руками и тот факт, что их желательно подавать как минимум за пять метров до места манёвра и держать не менее двух метров.
Экзамен не вызывает сложностей у тех, кто должным образом практиковался. Однако вовсе не означает, что его трудно провалить даже опытным мопедистам. В Правилах приёма экзаменов и выдачи водительских удостоверений для каждого из элементов расписана таблица штрафных баллов, и некоторые ошибки сразу гарантируют провал.
Так, если курсант не стартовал в течение 30 секунд после отмашки, коснулся ногой земли или пропустил упражнение, к примеру, он получает 100 штрафных очков — это много. Отметку «Сдал» экзаменуемый получит, только если наберёт менее 99 очков! При этом за некоторые оплошности штрафуют не так жёстко: за наезды на линии, невключение поворотников или фары, а также заглохший двигатель начисляется от 5 до 25 штрафных баллов.
Согласно апрельской статистике спецЦОНа № 1, за месяц экзамены приняли у 240 кандидатов, из них с первого раза сдали только 130 человек. Утверждается, что курсанты в среднем сдают со второй попытки.
На чём сдавать
В спецЦОНе № 1 экзамены на категорию А1 принимают на 50-кубовом китайском двухтактном мопеде Stels Skif. Техника катает экзаменуемых уже пару лет, поэтому кое-какие вещи на ней не работают. К примеру, в рамках нашего визита запускать моторчик приходилось кикстартером, хотя скутер с завода оснащён электростартёром.
Желающие получить категорию А формально имеют выбор между 125-кубовой Honda и свеженьким китайским Racer Tourist RC150. Как понятно из названия, двигатель у последнего 150-кубовый.
1 / 6
Конечно, в идеале хотелось бы видеть в мотопарке более современную технику вроде 250-кубовых KTM Duke, на которых нынче ездит алматинская полиция, но даже Racer явно превосходит ту «хонду» китайского производства, которую мы видели на автодроме первого спецЦОНа в 2022 году. Мотоцикл явно доживал последние годы, если не месяцы.
В Алматы экзамены на категории А и А1 принимают как в спецЦОНе № 1, так и в спецЦОНе № 6, однако если в первом экзамены проходят в понедельник, среду и пятницу, то в последний следует обращаться во вторник, четверг и субботу. Предварительная запись не предусмотрена — только живая очередь.
Редакция Kolesa.kz желает успехов всем, кто готовится сдавать экзамен. Делать это можно, и не дожидаясь поправок в ПДД, ведь после очереди в спецЦОНах, естественно, кратно вырастут. По крайней мере, в Алматы и Алматинской области точно.
Источник: kolesa.kz