Как выдают СБКТС на ввозимые авто в Казахстане
В лабораториях отвечают, что система не работает уже более трёх недель. Власти утверждают обратное. Как на самом деле?
О невозможности оформить на ввозимое авто свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) редакции Kolesa.kz сообщили импортёры в ноябре ещё до принятия декабрьских ограничений по ввозу. В поисках ответа на этот вопрос мы опросили представителей нескольких сертификационных лабораторий как в Алматы, так и в регионах, и нам заявили, что база данных уже три недели «висит» и потому СБКТС не выдаются.
И лишь в одной организации из Актобе редакции рассказали, что базу обновили ещё в начале ноября и лабораториям в данное время необходимо работать в новой системе и по новым порядкам.
Одно из главных изменений обновлённой базы — в ней регистрируется, что СБКТС было выдано физлицу при оформлении машины для личного пользования и повторно в течение года свидетельство на другой автомобиль тот же самый гражданин уже не получит.
Однако никаких разъяснений от Комитета техрегулирования и метрологии МТИ РК (КТРМ) по новой базе сертификационные центры якобы не получали. Разбираться в новой системе им пришлось самостоятельно. И многим это, видимо, оказалось не под силу, оттого и говорят импортёрам, что база не работает.
Следом редакция обратилась за разъяснениями в КТРМ, где заверили, что СБКТС в Казахстане оформляют. Но происходит это в новой системе. Ранее свидетельства регистрировались в информационной системе «Е-окно», но с 8 ноября 2024 года функционал переместили в ИС «Е-КТРМ».
В комитете также поделились подробностями процессов.
Проведение проверки автомобиля по ГОСТ 33670-2015 должно сопровождаться фото- и видеофиксацией. А в протоколах испытаний (или в приложениях к ним) должны быть приведены фотографии, однозначно подтверждающие факт проведения испытаний автомобиля. В обязательном порядке при этом должны проводиться обследование на тормозном стенде или дорожные испытания рабочей тормозной системы, проверка с помощью шумомера, проверка токсичности или дымности. И результаты вместе с фото необходимо загрузить в информационную систему.
Но требования эти частенько не исполняли. При мониторинге поданных заявок КТРМ выявил многочисленные несоответствия: машины не проверялись на стендах, токсичность и шумность не исследовались и многое другое. А некоторые и вовсе не привозили в испытательные лаборатории, оценивая авто на складах временного хранения. Подобным образом с 8 по 14 ноября в Казахстане было выпущено около 1600 свидетельств.
Уж очень похожа ситуация с прохождением обычного ежегодного техосмотра!
«В этой связи комитет принял решение о внедрении форматно-логического контроля (ФЛК). Проверки ввели с 15 ноября 2024 года, и по 3 декабря было рассмотрено 5673 заявки на оформление СБКТС, из них на доработку отправили 1613 (28.4 %), а положительное решение приняли по 4060 (71.5 %). Необходимо учитывать, что за два дня после включения ФЛК из 450 заявок 400 были направлены на доработку и только 50 получили положительный статус, но позже лаборатории всё-таки начали проводить фактические испытания транспортных средств», рассказали в КТРМ.
Почему некоторые лаборатории приостановили оформление СБКТС, в комитете ответить затруднились, но заверили, что в социальных сетях создали специальные группы, в которых обучают сотрудников работе в новой системе.
Ситуация, кстати, очень похожа на ту, что складывалась в начале 2023 года, когда в Казахстане перешли от бумажных СБКТС к электронным. Тогда ряд испытательных лабораторий начал саботировать работу в информационной системе, ссылаясь на то, что база данных неудобная. После разъяснительной работы, когда стало понятно, что возврата к бумажному оформлению ждать бесполезно, СБКТС стали проводить через онлайн-систему.
Тут стоит отметить, что это уже… третья база по реестру выданных свидетельств! Почему их делают новыми, а не модернизируют работающие ресурсы?
Источник: kolesa.kz