Льготное автокредитование не помогло в обновлении автопарка Казахстана
Нацбанк изучил влияние госпрограммы на авторынок и дал свою оценку.
В 2015 году в Казахстане запустили первую программу льготного автокредитования. Дешёвые займы были призваны решить несколько задач: стимулировать отечественный автопром, обеспечить население новыми автомобилями и тем самым омолодить возрастную статистику автопарка.
На фоне переориентации льготки под нужды общественного транспорта в 2023 году в Нацбанке РК взялись проанализировать программу и её успехи. Результаты исследования опубликованы в последнем номере «Экономического обозрения».
По мнению аналитиков НБК, дешёвые займы с задачей по омоложению автомобильного парка Казахстана, которая озвучивалась как одна из приоритетных, не особо-то и справились. Самая первая версия льготки разве что помогла продажам автомобилей со сборочных заводов страны в 2015 и 2016 годах.
Собственно, если говорить об обновлении подвижного состава в цифрах, то за годы реализации программы льготного автокредитования доля автомобилей старше 7 лет в Казахстане не стала больше: в 2015 году — 85 %, а по состоянию на 1 июля 2023 года — 84 %.
Провалом можно считать и экологическую составляющую вопроса. Если автопарк не омолодился в достаточной степени, то и уровень выбросов в атмосферу, генерируемых транспортом, значительно не снизился. Особенно учитывая, что общее количество машин на казахстанских дорогах между 2015-м и серединой 2023 года выросло с 4 млн до 4.35 млн и большая часть автомобилей на дорогах продолжает стареть.
По-настоящему полезной льготка выглядит для казахстанских автосборочных площадок, но и то только в первой своей итерации в сложные для автопрома годы. В 2015-м в Казахстане выпустили около 12.2 тысячи легковушек, 36 % из них были реализованы благодаря программе автокредитования. В 2016-м ситуация в автопроме ухудшилась, и в итоге с конвейеров сошли только 8.4 тысячи авто, 79 % из них раскупили по льготке!
Более свежие версии программы к таким результатам в процентном соотношении не подбирались и близко. Дело в объёмах производства, выросших за это время в 14 раз. Так, в 2022 году в РК выпустили уже 103.3 тысячи автомобилей.
Суммарно с 2015 по 2022 год в Казахстане собрали 357 335 легковушек, 13 % из которых граждане страны купили в кредит благодаря льготке. Число может показаться неплохим, но в сравнении со всем автопарком страны по состоянию на 2023 год это не более 1 %.
Аналитики Нацбанка констатируют, что господдержка определённых сфер деятельности в целом является действенным инструментом, о чём говорит мировая практика. Однако при продумывании казахстанских программ льготного кредитования не были учтены определённые принципы. В частности, речь идёт об адресности такой поддержки. То есть льготку следовало направить на помощь определённым слоям населения, испытывающим финансовые затруднения, либо на переход на экологичный автотранспорт и минимизацию загрязняющих выбросов в атмосферу.
В документе подчёркивается, что на текущий момент успешность решения поставленных в рамках программ задач неоднозначна, что не позволяет говорить о высокой эффективности программ льготного автокредитования, практикуемых в Казахстане. На этом фоне аналитики поддерживают решение о переориентации льготки на обновление автобусного парка в регионах страны.
Источник: kolesa.kz