Лишить прав за одинарную сплошную и наклейки на электромобили. Что ещё хотят изменить в ПДД?
Поправки в правила, вводящие новые знаки, разметку и поводы для наказания водителей, разработало МВД Казахстана.
Проект изменений в правила дорожного движения выложен на обсуждение с населением до середины декабря. Вполне может быть, что уже в январе 2024 года поправки вступят в силу. Что нового подготовило МВД для казахстанских водителей?
Плюс один повод для лишения прав
Одним из самых суровых нововведений, на наш взгляд, может стать появление в ПДД РК нового пункта 62-1, устанавливающего, что «на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, разделённые дорожной разметкой 1.1. (одинарная сплошная. — Прим. Kolesa.kz) и (или) обозначенные знаком 3.20 (обгон запрещён)), запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных правилами».
Пересечение одинарной сплошной с выездом на встречку станет подпадать под юрисдикцию пункта 3 статьи 596 КоАП РК, устанавливающего, что «выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, в том числе сопряжённый с разворотом или поворотом, влечёт лишение права на управление транспортными средствами на срок 6 месяцев».
Для кого это ужесточение? В первую очередь для любителей объехать пробку на узкой улице. К примеру, в Алматы это участок ул. Н. Каппарова, дорога возле лыжных трамплинов по направлению к Аль-Фараби. Сегодня по действующим ПДД и КоАП водитель может отделаться минимальным штрафом за нарушение разметки 3 МРП). Вторая категория — желающие обогнать по трассе на двухполосном участке при запрещающем знаке. Сегодня наказание — это штраф до 15 МРП.
Европротокол пропишут в ПДД
Следующим достаточно важным нововведением должно стать появление в ПДД европротокола. В правила добавят пункт, устанавливающий, что «упрощённое оформление ДТП — оформление документов о ДТП без участия сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан в случаях, установленных законом РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». К слову, указанный закон вступит в силу 1 января 2024 года, и это позволяет предположить, что поправки в ПДД заработают с той же самой даты.
В правилах, кстати, будет говориться, что при оформлении по европротоколу вызывать полицейских к месту аварии или же самим водителям следовать в ближайший отдел внутренних дел не нужно.
Что такое перекрёсток?
Перекрёстком после принятия поправок будет считаться также пересечение со второстепенными дорогами, перед которыми не установлены знаки приоритета. По словам авторов проекта, в действующей сегодня версии правил подобные пересечения перекрёстками не признаются и это противоречит логике. Кстати, её уточнение поможет водителям более чётко понимать зону действия тех же, к примеру, знаков ограничения скорости.
Новые требования для пешеходов
Пешеходов поправками в ПДД предлагается обязать при включении разрешающего сигнала светофора или подаче сигнала регулировщиком «уступать дорогу транспортным средствам, завершающим ранее начатое движение через перекрёсток». Спрашивается, зачем?
«В настоящее время пешеходы зачастую игнорируют аспекты собственной безопасности и выходят на проезжую часть по сигналу светофора, не убедившись, что транспортные средства завершили ранее начатый манёвр», — говорят авторы проекта. А данная норма, по словам полицейских, поможет сохранить жизнь и здоровье «безлошадным» участникам дорожного движения.
Конечно, быть внимательным при выходе на пешеходный переход — одна из обязанностей человека, прописанная ПДД не одно десятилетие. Но как бы теперь новую трактовку не использовали водители в свою пользу: сбил, так как завершал проезд перекрёстка. С учётом того что водители в последнее время пытаются пролететь не только на зелёный мигающий, но и на последние секунды жёлтого, и даже на красный, можно предположить ухудшение ситуации с аварийностью.
И опять-таки заботясь о жизни и здоровье пешеходов, теперь уже водителям предлагается запретить останавливаться ближе 10 метров к зебре.
В данное время парковаться можно на расстоянии 5 метров от перехода, но этот пункт правил давно не соблюдается. Исправит ли ситуацию дистанция в 10 метров? Вряд ли. Ведь нарушение это происходит не из-за кривого глазомера водителей, а из-за дефицита стоянок в крупных городах страны и отсутствия контроля со стороны полиции.
«Плюсы» на светофорах в другой цвет
Дополнительные секции светофоров с «плюсиками» в Казахстане начали устанавливать относительно недавно. Причём делались сигналы изначально красного цвета. Поправками в ПДД «плюсики» предлагается перекрасить в зелёный, что вполне логично. Ведь именно зелёный сигнал, согласно правилам, разрешает движение.
С другой стороны, вопрос: чем зелёный «плюс» будет отличаться от допсекции со стрелкой? Ведь назначение красного «плюса-креста» было сообщить встречным на перекрёстке, что водителям загорелся запрещающий сигнал светофора и те могут безопасно совершить левый поворот, к примеру.
Про выезд на перекрёсток на жёлтый
Из пункта 37 ПДД РК предлагается убрать норму, разрешающую водителям выскакивать на перекрёсток на жёлтый сигнал светофора, если они не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению. По данным полицейских, норма эта воспринималась автомобилистами противоречиво и частенько приводила к авариям.
Хотелось бы напомнить, что ПДД РК запрещает выезд на жёлтый сигнал перекрёстка — он приравнен к запрещающему. Но, опять же, за это почти не штрафуют, ведь то, что водитель не смог остановиться без экстренного торможения, доказать сложно.
Вафельная разметка
В правилах наконец-то должна будет появиться новая горизонтальная разметка 1.28. Так называемая вафельная, на которую нельзя будет заезжать, «если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево».
Тестировать её на казахстанских перекрёстках начали ещё пять лет назад, но прописать в ПДД решили только сейчас. Если изменения в КоАП не произойдут, то за выезд на занятый перекрёсток сохранят прежний штраф — 3 МРП. Теоретически с появлением вафельной разметки в правилах смогут и настроить камеры на выявление нарушителей, создающих пробки. Полицейские экипажи в Казахстане этим не занимались никогда — штраф-то копеечный.
Поворачивать только на свою полосу
Ожидаются в правилах проезда перекрёстков и другие нововведения. Так, поворот направо будет разрешено совершать только «по полосе, соответствующей занимаемой, при осуществлении манёвра». Иными словами, если водитель поворачивает направо с крайней правой полосы, то и оказаться он должен будет не на левой, не на средней, а на такой же крайней правой.
«Данная норма позволит избежать аварийных ситуаций при повороте направо в случаях, когда водитель принимает решение сразу повернуть в крайний левый ряд и зачастую возникают аварийные ситуации», — поясняют разработчики поправок.
Радиусы при развороте
Разворачиваться на перекрёстках предлагается разрешить как по большому, так и по малому радиусу. Для этого в ПДД появится пункт 54-1, устанавливающий, что «вне зависимости от радиуса разворот осуществляется при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам».
Да, в текущей редакции ПДД нет никакой привязки к радиусам разворота. Но существует риск остаться без прав при развороте на улице с разделительной полосой: разделитель условно делит перекрёсток, и, выполняя разворот по малому (внутреннему) радиусу, можно оказаться на полосе для встречных. Пример: перекрёсток Абая — Достык в Алматы. Счёт лишённым водительским правам тут можно вести на сотни, наверное. Введя добавку про радиусы, кажется, что с этим пытаются покончить — главное, безопасно и без помех, да? Если нет и к разворотам с разделителем это не относится, то уточнение это лишь усилит разборки с полицией. По крайней мере, может, и права кому-то удастся сохранить.
Разъезд на перекрёстке левыми бортами
Следующая правка в ПДД затронет весьма спорную тему: какими бортами разъезжаться встречным автомобилям при повороте налево? На большинстве перекрёстков в Алматы и Астане «расходятся» правыми бортами. А теперь предложено делать иначе: «Осуществлять разъезд с правой стороны, за исключением случаев проезда перекрёстков с особыми геометрическими параметрами, не позволяющими осуществить такой манёвр». Об этом будет гласить новый пункт 95-1 ПДД РК.
Если правку примут, то как в итоге не допустить «замок», в который закроется левый поворот на обычных алматинских улицах с плотным потоком? Представьте, поворачивает сразу несколько машин. И..?
Левый поворот, и так один из самых проблемных в крупных городах, может быть усложнён и этим требованием. К тому же это станет ещё одной причиной для пробок для поперечного потока.
Автобусы заставят снизить скорость
Ограничений скорости 50 км/ч для всех авто, за которые так ратуют урбанисты, в населённых пунктах пока не предвидится. Но разгоняться быстрее 50 в городах и сёлах пока хотят запретить только автобусам. Сделают это с целью «повысить безопасность перевозок пассажиров и снизить количество ДТП с участием общественного транспорта». При этом за пределами населённых пунктов автобусам и микроавтобусам разгоняться можно будет на автомагистралях не более 90 км/ч; на дорогах, имеющих разделительную полосу, не более 80 км/ч; на остальных дорогах — не более 70 км/ч. По той же самой причине: чтобы стало меньше аварий. В данное время они могут ездить по автомагистралям со скоростью до 110 км/ч.
Автобусные полосы не только для общественного транспорта
Передвигаться по выделенным полосам МВД предлагает разрешить не только маршрутным автобусам и троллейбусам, но и любому транспорту категории М3.
М3 — транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, максимальная масса которого превышает 5 тонн.
Под данный пункт подходят, к примеру, школьные автобусы и туристические. Разрешить проезд по выделенкам предложено, чтобы снизить количество заторов в часы пик. Разумное решение.
Новые знаки и ограничения
Ну и, наконец, в ПДД РК в следующем году должны будут появиться новые дорожные знаки, а также уточнено действие некоторых старых.
Знак 3.5 «Движение мотоциклов запрещено» будет запрещать движение мотоциклов и мопедов.
Знак 3.7 «Движение транспортных средств с прицепом запрещено» будет запрещать движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировку механических транспортных средств.
Знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено» будет запрещать движение велосипедов, электросамокатов и малых электрических транспортных средств.
Появится новый знак 3.9.1 «Движение на электросамокатах запрещено», запрещающий движение только электросамокатов.
Действие ряда запрещающих знаков, таких, например, как 3.2 «Движение запрещено» или 3.28 «Стоянка запрещена», станет распространяться не только на автомобили, управляемые лицами с инвалидностью I и II группы, но также и на машины граждан с инвалидностью III группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата или перевозящие лиц с такими группами инвалидности.
Знак 4.5 «Велосипедная дорожка или велосипедная полоса движения» будет разрешать движение только на велосипедах, электросамокатах и малых электрических транспортных средствах. Мопедам выезжать на велополосы или велодорожки запрещено.
Уточнят в ПДД действие знаков 5.8.1 и 5.8.2, разрешив указывать на них, каким именно транспортным средствам можно ездить или, наоборот, запрещено передвигаться по определённым полосам:
А специально для параллельных проезжих частей, которых немало на некоторых проспектах в той же Астане, в ПДД пропишут знаки 5.8.6а, 5.8.6б и 5.8.6в «Перестроение на параллельную проезжую часть», информирующие водителей о приоритетах движения при перестроении на параллельную проезжую часть. И, соответственно, знаки 5.8.6г и 5.8.6д «Конец параллельной проезжей части», устанавливающие приоритеты движения при слиянии параллельных проезжих частей:
В свою очередь, для автобусов и троллейбусов учредят новые знаки 5.9.2, 5.9.3 и 5.9.4, «указывающие направление движения маршрутных транспортных средств, другого общественного транспорта и иных транспортных средств категории М3 по полосе для маршрутных транспортных средств перед перекрёстком в случаях, когда в прямом направлении движение невозможно»:
Для пешеходов в ПДД пропишут новый знак 5.16.3 «Диагональный пешеходный переход». Подобные переходы в нашей стране можно пересчитать по пальцам одной руки. В Алматы, например, такой переход есть напротив «Атакента», но, надо полагать, с появлением знака их появится больше. Это действительно удобнее и безопаснее:
Для грузовиков в правилах появятся новые знаки 5.30.4 и 5.30.5 «Направление движения для грузовых автомобилей», рекомендующие направление движения для грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин, если на перекрёстке их движение в одном из направлений запрещено:
Кроме того, в ПДД учредят новые таблички:
- 7.4.8а «Электромобили». Указывают на места для зарядки электромобилей и гибридных автомобилей, имеющих возможность зарядки от внешнего источника.
- 7.4.8б «Электросамокат».
- 7.4.8в «Вид маршрутного транспортного средства».
- 7.4.8г «Туристический автобус». Применяют со знаком 5.15 «Место стоянки» для указания площадки для стоянки туристического автобуса и посадки в него (высадки из него) туристов.
- 7.4.9–7.4.16 «Кроме вида транспортного средства», указывающие вид транспортного средства, на который не распространяется действие знака.
Табличка 7.4.14 не распространяет действие знака на транспортные средства, используемые в качестве легкового такси.
Табличка 7.4.15 не распространяет действие знака на электросамокаты.
Табличка 7.4.16 не распространяет действие знака на электромобили и гибридные автомобили, имеющие возможность зарядки от внешнего источника.)
Появятся в ПДД и «знаки переменной информации», которые будут служить «для отображения предупреждающих, запрещающих, предписывающих и информационных дорожных знаков, а также текстовых сообщений в реальном времени».
Как будут выглядеть такие знаки, не уточняется. К проекту поправок в правила их эскизы не были приложены. Не исключено, что это будут электронные табло, изменяющие картинку-знак по обстоятельствам. Экспериментально такой знак применяется на окраине Алматы, на Талгарском тракте, с весны 2021 года. Кто-нибудь видел, картинка в нём вообще меняется?
Наклейки со спецзнаками
Ну и, наконец, минутка «эстетики». Специальные знаки обяжут вешать на задок электромобилей — это изображение дорожного знака 7.22 только на зелёном фоне. Интересно, как отнесутся к нововведению лепить на машину такую «красоту» владельцы стильных «зикров» и дорогих «тайканов? Наклейка, кстати, не будет маленькой — полицейские хотят 15 см в длину.
Логичнее смотрелась бы отметка на номерных знаках. Такая практика есть не только в западных странах, но и в Китае, и даже в соседнем Узбекистане.
Машины же с установленным ГБО должны будут метить стикерами, о чём уже сообщалось. Теперь появилась конкретика: как спереди, так и сзади — треугольником жёлтого цвета, в который вписан восклицательный знак и слово «ГАЗ». Размер тоже немаленький: стороны не менее 200 миллиметров.
Багажники не переоборудование
В Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации пропишут, что оконные дефлекторы крепить на двери можно, а установка заводских багажников и прицепных не является переоборудованием. То есть будет решён ещё ряд спорных моментов на дорогах.
Солидный список доработок подготовило министерство на этот раз, и большая часть правок вполне ожидаема. Хотя есть и те, что вызывают сомнения.
А каково ваше мнение?
С учётом вышесказанного и личного мнения можно оставить комментарий в «Открытых НПА».
Источник: kolesa.kz