Мопеды массово отправляют на «штрафняк» за отсутствие документов. Законно ли?
Полицейские отработки по мопедам идут по всей стране. Только в Алматы по итогам рейдов на спецстоянке оказалось более тысячи скутеров. А имели ли право их изымать?
В Алматы рейд по мопедам стартовал 1 июня, за месяц к административной ответственности патрульные привлекли 4.8 тысячи мопедистов и 5.2 тысячи самокатчиков.
— Особое внимание обращено на эксплуатацию двухколёсного транспорта несовершеннолетними. Порядка 100 родителей привлечены к ответственности за допуск своих детей к управлению самокатами и мопедами, что в целом противоречит закону и нормам безопасности, — рассказал начальник УМПС ДП г. Алматы Серик Шумаев. По его словам, в ходе отработки на штрафстоянку были водворены более тысячи мопедов, причём большинство из них — за отсутствие у водителей правоустанавливающих документов на технику. На то, что патрульные требуют у них бумаги, подтверждающие право владения, а то и вовсе свидетельство о регистрации транспортного средства, жалуются сегодня и многие мопедисты. Предлагаем разобраться, насколько претензии полицейских обоснованны.
Начнём с того, что пока по закону мопеды, развивающие скорость до 50 км/ч и имеющие объём двигателя до 50 куб. см, государственной регистрации не подлежат. Соответственно, ни техпаспорта, ни госномеров у них в данный момент быть не должно. Поправки в законы, обязывающие ставить все мопеды на учёт, подготовили казахстанские парламентарии. Но документ завис в сенате, и будет там рассмотрен не раньше сентября — октября текущего года. После этого поправки отправят на подпись президенту, и ещё полгода нужно будет ждать, пока изменения вступят в силу. Таким образом, обязательная регистрация мопедов начнётся никак не раньше весны 2025 года.
А если у полицейских есть подозрения, что мопед, который они остановили на улице, имеет движок объёмом более 50 кубов, то они должны это ещё доказать, проверив по каталогам или каким-то другим способом, но уж никак не изымая двухколёску и не отправляя её на «штрафняк».
Далее. Касательно документов, подтверждающих право владения мопедом. Ни в каких законах о том, что они должны быть у водителя, не говорится. Максимум, что сегодня может оказаться на руках у мопедиста, — это чек из магазина, да и то, если техника приобретена официально. При покупке с рук — никакие договоры составлять не обязательно. По сути, это всё равно что велосипед или тумбочку по объявлению приобрести.
Собственно, для того и затевается грядущая легализация мопедов. Чтобы всех задокументировать, и даже тем, у кого нет номеров на раме, — их присвоить.
Максимум, что сегодня могут сделать патрульные, остановив мопедиста без правоустанавливающих документов, — это пробить технику на угон, проверив номер на раме. Ну, может, ещё по приметам мопед будет под находящийся в розыске подпадать. И если техника не значится в базах кримучёта, изымая её и отправляя на «штрафняк», полицейские превышают свои полномочия! Исключение — грубое нарушение мопедистом Правил дорожного движения.
Так что мопедисты, лишившиеся своих железных коней по вышеуказанным причинам, имеют полное право обжаловать действия полицейских и вернуть свои скутеры.
Источник: kolesa.kz