Новые классы автострахования планируют ввести в Казахстане. Сколько будет стоить полис?
Стоимость страховки сильно ударит по карману водителей, регулярно устраивающих аварии.
Изменения в правила расчёта и применения коэффициента по системе «бонус-малус» для расчёта страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств подготовил казахстанский финрегулятор*.
Предлагается учредить новую сетку классов страхования** и автомобилистам, заключающим договор страхования ОСГПО впервые, присваивать класс А. В данное время он называется 3-й класс. Для новичков будет действовать повышенный коэффициент, равный 1.8, вместо 1. То есть платить за полис водителям с нулевым стажем придётся почти в два раза больше, чем в настоящее время.
Самым низким классом страхования предлагается сделать М3, который будут присваивать водителям за регулярные ДТП, по несколько раз в год, или же за аварии, повлёкшие вред жизни или здоровью потерпевшего без установления инвалидности.
Рассмотрим, как это будет выглядеть на практике. По закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» для расчёта суммы, которую нужно уплатить за годовой полис, используется базовая страховая премия, к которой в зависимости от места регистрации авто, его типа, возраста и стажа вождения страхователя, срока эксплуатации транспортного средства и наличия или отсутствия страховых случаев по вине водителя применяются специальные коэффициенты. Базовая страховая премия законом установлена в размере 1.9 МРП.
Рассчитаем для примера, сколько в 2024 году должен будет заплатить страховщикам за полис ОГПО на 12 месяцев 40-летний автомобилист с 20-летним водительским стажем, управляющий Toyota Camry 2010 года выпуска, проживающий в Алматы и ни разу не попадавший в аварии. Для этого нам понадобится:
- базовая страховая премия в 2024-м — 7 014.8 тенге (1.9 МРП);
- коэффициент для машин, зарегистрированных в Алматы, — 2.96;
- коэффициент для легковых авто — 2.09;
- коэффициент по возрасту и стажу вождения — 1;
- коэффициент по сроку эксплуатации авто — 1.1;
- коэффициент по 13-му классу страхования (без аварий) — 0.5.
Получаем: 7 014.8×2.96×2.09×1 х 1.1×0.5 = 23 867.99 тенге.
Так вот, после принятия поправок, если этот водитель станет виновником одного ДТП, класс его страхования понизят с 13-го до 7-го. После двух страховых случаев в течение года — до 3-го класса, после трёх — до 0-го класса (сейчас это 1-й класс). После четырёх ДТП — до самого низкого класса М3 (сейчас класс М).
Кстати, сразу же до класса М3 класс страхования будет уменьшаться в случае совершения ДТП с пострадавшими. В результате при снижении до 0-го класса за новый полис водителю нужно будет заплатить 109 792.78 тенге. А если его рейтинг упадёт до класса М3 — 167 075.96 тенге!
В проекте правил, правда, оговаривается, что при оформлении ДТП по европротоколу (два авто, небольшие повреждения и без пострадавших) класс страхования водителя также будет понижаться, но на одну ступеньку выше. То есть в приведённом нами примере класс снизят не до 7-го, а до 8-го, не до 3-го, а до 2-го, не до 0-го, а до 1-го и не до М3, а до М2.
Попробуем прикинуть стоимость полисов для новичков. Алматинцам, в первый раз оформляющим страховку, после принятия поправок она обойдётся в сумму, превышающую 80 тысяч тенге. Сейчас по нынешней сетке — 47 тысяч с копейками.
Жителям других регионов из-за более низких коэффициентов — чуть дешевле, чем в южной столице, но всё равно практически вдвое дороже, чем они платили ранее. Меньше всех, кстати, за полис сегодня отдают водители Шымкента и Туркестанской области, хотя аварий там происходит больше, чем в ряде иных регионов.
Стоит отметить, что расчёты эти пока не окончательные. С 1 января 2024 года тот же самый финрегулятор пообещал ввести дополнительные коэффициенты аварийности региона регистрации транспортного средства. Но проект соответствующих изменений в закон об ОСГПО ещё нигде не был опубликован.
*Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка
**Новые классы страхования и коэффициенты, предлагаемые проектом поправок
Источник: kolesa.kz