...

Новые правила установки зарядок электрокаров в паркингах возмутили казахстанцев

Новые правила установки зарядных станций для электромобилей на парковках вызвали возмущение среди казахстанцев. После внесения изменений в строительные нормы, утвержденные приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, владельцы электромобилей столкнулись с серьезными проблемами. Корреспондент Tengri Auto выяснял, что именно не устроило автолюбителей в новых правилах.

Мнение автомобилистов

Владелец электромобиля из Астаны Нуржан Темирбеков рассказал, что новые правила включают перечень требований, которые в основном касаются еще не построенных жилых комплексов. Для существующих многоэтажных домов с паркингами эти правила не подходят, что вызывает дополнительные трудности у владельцев электромобилей.

«Теперь КСК и ОСИ запрещают устанавливать зарядные устройства в паркингах, а тех, у кого они уже были установлены, обязали их демонтировать», — говорит Нуржан.

Житель столицы утверждает, что эти правила невозможно выполнить в уже существующих многоэтажках. По словам пожарной инспекции, в паркинге должна быть стена, отделяющая парковку электромобилей от другого автотранспорта, все электромобили должны находиться в одном месте. Кроме того, должны быть установлены автоматические выключатели разного уровня, а система пожаротушения должна быть специальной, соответствующей новым правилам.

«В КСК мне задали закономерный вопрос: кто покроет все эти расходы? Получается, всем владельцам электромобилей придется ждать постройки новых жилых комплексов и переезжать. Это нелогично», — утверждает автолюбитель.

По его словам, органы власти не задумываются о том, что делать большинству владельцев электромобилей.

«Власти заявляют, что хотят активно развивать электротранспорт в стране, но на деле все выглядит иначе. Если уж вводятся такие жесткие правила, мы, владельцы электротранспорта, считаем, что должны выделяться субсидии для переоборудования парковок или предлагаться мотивационные инструменты для ОСИ и КСК, чтобы они были заинтересованы в создании условий для зарядных станций. Сейчас КСК не может и не хочет тратить большие средства из-за 2-5 машин», — сетует Нуржан.

Фото: depositphotos.com

Владелец электромобиля из Алматы, председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков также считает, что правила для существующих жилых комплексов недостаточно проработаны.

«Что касается новых паркингов, которые будут строиться, все будет учтено и регламентировано. Но что делать с уже существующими стоянками? Я пока не вижу готовых решений, их просто нет. Еще одной новой нормой является требование установки только сертифицированных электрозарядных станций. Но кто их сертифицирует? Какие требования предъявляются? Кто должен устанавливать эти станции? Непонятно.

Раньше вы могли купить зарядную станцию, договориться с ОСИ, вызвать электрика, и он вам ее подключал. Теперь же, согласно новым правилам, зарядка электромобиля выводится из бытового использования. Мощность зарядного поста моего электромобиля составляет 3,5 кВт, что сопоставимо с энергопотреблением утюга. Если в квартире одновременно включить водонагревательный тен, стиральную машину и утюг, потребление энергии составит около 8 кВт, что в разы больше, чем потребляет зарядка моего автомобиля. Возникает вопрос, почему зарядка электромобиля должна классифицироваться как что-то особенное?» — заявил Эдоков.

Фото: depositphotos.com

Ответ Комитета противопожарной службы МЧС РК

В свою очередь, заместитель председателя Комитета противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Ерлан Турегелдиев в интервью нашему изданию подчеркнул, что новые правила введены не просто так. Они касаются не только пожарной безопасности, но и архитектурных, а также градостроительных нормативов.

«Нововведения обсуждал не один госорган, а несколько министерств и научное сообщество. Были учтены требования всех ведомств, но люди почему-то обвиняют пожарные инспекции. Мы не запрещаем устанавливать в паркингах зарядные станции переменного тока, но для всеобщей безопасности нужно все сделать по правилам. Действительно, уже введенные в эксплуатацию дома не все соответствуют новым нормативам, но это можно исправить. Есть определенные требования, их нужно соблюдать. Например, на 1200 квадратных метрах должно быть не более 10 зарядных станций, обязательна к выполнению установка автоматической системы пожаротушения, определены типы и мощности зарядных станций и так далее», — пояснил специалист.

Новые дома, по словам Турегелдиева, будут строиться с учетом последних требований, а вот старые, например ЖК 2010 года постройки, могут не выдержать установку нескольких зарядных станций. Здесь возникают вопросы по электроснабжению и приспособленности здания. Он напомнил, что бензин тоже опасен, поэтому не заправляют баки в подвальных помещениях и не оставляют автотранспорт с газобалонным оборудованием в паркингах. Электрозарядные станции — такой-же источник повышенной опасности.

Автолюбители, как отметил зампреда, могут ссылаться на безопасность, заявленную производителем, но МЧС не может на это полагаться.

«Взрываются даже батареи мобильных телефонов, хотя их тоже презентуют как безопасные. Кроме того, некоторые утверждают, что по мировому опыту электромобили почти не горят. Но это объясняется тем, что электромобили – это относительно новая технология, и их парк еще не подвергся значительной амортизации. Новые двигатели внутреннего сгорания также практически не воспламеняются, но через 10-15 лет эксплуатации их риск возгорания возрастает. Применительно к электромобилям стоит подождать этот срок, прежде чем делать окончательные выводы о их пожарной безопасности», — добавил Турегелдиев.

В Министерсте по чрезвычайным ситуациям заверили, что перед внесением предложений о новых правилах, был тщательно изучен опыт зарубежных стран. На основе международного опыта были сформированы необходимые требования к размещению электромобилей и их зарядных станций. Турегелдиев отметил, что требования Казахстана ничем не строже, чем, к примеру, в соседней России. Более того, в некоторых странах правила даже жестче.

Напомним, в 2023 году Министерство по чрезвычайным ситуациям инициировало принятие мер для обеспечения безопасной эксплуатации электромобилей и их зарядных станций. Требования были направлены в уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства для рассмотрения научно-техническим советом при Комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. После обсуждения, 19 апреля текущего года, приказом Комитета требования были внесены в строительные нормы.

На сегодняшний день в Казахстане установлено 150 электрозарядок, из них порядка 50 единиц — вдоль автодороги республиканского значения.

Ранее эксперты рассказывали о том, когда казахстанцы пересядут на электромобили.

Источник: tengriauto.kz

Обсуждение (0)
Нет комментариев
Оставить комментарий