...

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

Ограничения для физлиц и предпринимателей, занимающихся импортом машин, подготовил Минпром. Редакция Kolesa.kz выяснила все детали.

Если говорить кратко, то с 1 декабря 2024 года самостоятельный ввоз автомобилей в Казахстан будет разрешён на следующих условиях:

  • Для физлиц — раз в год одно новое или бывшее в употреблении авто, оформляя по СБКТС и растаможивая как товар для личного пользования по специальным ставкам. Ставки выше действующих в данное время. Исключение — электромобили, некоторые коммерческие авто и мототехника. Но ввозимый для себя транспорт без права коммерческого использования.
  • Для юридических лиц — импорт новых машин только по ОТТС. Растаможить авто по ОТТС, в котором юрлицо не упоминается, запретят. Б/у автомобили в возрасте старше 3 лет юрлицам, в том числе ИП, можно оформить после получения СБКТС без ограничений по количеству.
  • Казахстанские тарифы по растаможке (не ЕТТ) доступны только юридическим лицам: 15 % растаможки и оплата 12 % НДС.

Далее в статье обо всём подробно: как, почему и сколько придётся платить за таможенное оформление?

И немного терминов, вдруг кто позабыл:
СБКТС — свидетельство безопасности конструкции транспортного средства
ОТТС — одобрение типа транспортного
средства
ЕТТ — единый таможенный тариф Евразийского экономического союза
ТС — транспортное средство

С чего всё начиналось

Восемнадцатого ноября на сайте КГД МФ РК опубликовали информацию, что с 1 декабря ввозить в страну авто по ОТТС смогут только юрлица, которые данные одобрения оформляли. То есть это только официальные дилеры.

В Комитете госдоходов редакцию Kolesa.kz тогда заверили, что физических лиц, занимающихся импортом машин в Казахстан, нововведение никак не коснётся. Как привозили, так и будут привозить автомобили — по СБКТС.

Буквально через несколько дней в соцсетях новая информация по этому делу. Появились выдержки, как заявлялось, из протокола правительственного совещания по вопросам ввоза транспортных средств. И в них утверждалось, что казахстанцам разрешат ввозить одно авто раз в год для собственных нужд.

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

С разъяснениями по ситуации выступил и первый вице-премьер Роман Скляр. Отвечая на запрос Kaztag.kz, он заявил, цитируем полностью:

Речь не идёт о повышении ставок пошлин и налогов, как это пытаются преподнести некоторые блогеры. Мы приводим процедуры прежде всего технического и таможенного регулирования в соответствие с действующим с 2015 года законодательством. Согласно действующему законодательству, есть два варианта таможенной очистки автомобиля:

1. При ввозе физическим лицом для личного пользования. В этом случае на автомобиль оформляется СБКТС, но не более одного автомобиля в год, оплачивается единая ставка пошлины, которая составляет от 48 % и может меняться в зависимости от объёма двигателя и возраста автомобиля. Нужно учитывать, что, подчёркиваю, для личных целей. Естественно, для личных целей не могут ввозиться большегрузы и автобусы с вместимостью более 12 пассажиров, тем более транспорт, на котором оказывается коммерческая перевозка пассажиров и грузов.

2. При ввозе же юридическим лицом, когда реализация транспортного средства идёт в предпринимательских целях, на автомобиль должно быть оформлено одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Тут таможенная пошлина составляет 15 % и НДС на импорт в размере 12 %. Ещё раз повторяю, это не нововведение, это требования, которые действуют с момента организации Евразийского экономического союза, то есть с 2015 года.

Таким образом, замглавы правительства обозначил, что вопрос с ограничениями по ввозу авто для физлиц полностью решён: с 1 декабря 2024 года — одна машина в одни руки в течение года и по единой ставке — не ЕТТ и не казахстанский 15-процентный тариф (ВТО).

Понятнее, если честно, никому не стало: сначала про ОТТС/СБКТС шёл разговор и возраст авто, а тут ещё и тарифы возникли высокие. Откуда это всё?

Казахстанские импортёры, да и простые автовладельцы, заказавшие машины за рубежом, схватились за голову. Редакция Kolesa.kz решила разобраться и понять, как новая схема ввоза будет реализовываться.

За разъяснениями мы обратились к директору Департамента интеграции и международного сотрудничества МПС РК Адилбеку Бектибаеву, собственно и упорядочившему нормы закона, которые давно были приняты, но до нынешних дней, как выяснилось, работали некорректно.

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

Одна машина в одни руки

Как пояснил нам А. Бектибаев, с 1 декабря 2024 года, основываясь на пунктах кодексов и техрегламентов, схема ввоза транспортных средств в Казахстан будет работать так:

1. Физлицам можно будет ввозить в Казахстан раз в год одно новое или б/у авто, оформляя его по СБКТС и растаможивая как товар для личного пользования по следующим ставкам:

Категории ТС для личного пользования, кузова ТС для личного пользованияТаможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате
Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (за исключением гоночных автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования); мотоциклы, мопеды, мотороллеры; микроавтобусы (для перевозки 10 или более человек, включая водителя, но не более 12 мест); грузовики с полной массой до 5 тонн включительно; прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющимся ТС для личного пользованияВ виде совокупного таможенного платежа
Автомобили легковые с момента выпуска которых прошло не более 3 лет
Стоимость которых не превышает 8500 евро в эквивалентеПо единой ставке 54 % от стоимости, но не менее 2.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 8500 евро в эквиваленте, но не превышает 16 700 евро в эквивалентеПо единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 16 700 евро в эквиваленте, но не превышает 42 300 евро в эквивалентеПо единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 5.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 42 300 евро в эквиваленте, но не превышает 84 500 евро в эквивалентеПо единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 7.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 84 500 евро в эквиваленте, но не превышает 169 000 евро в эквивалентеПо единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 169 000 евро в эквивалентеПо единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Автомобили легковые, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет:
Рабочий объём двигателя которых не превышает 1000 куб. смПо единой ставке в размере 1.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. смПо единой ставке в размере 1.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1500 куб. см,но не превышает 1800 куб. смПо единой ставке в размере 2.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. смПо единой ставке в размере 2.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. смПо единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 3000 куб. смПо единой ставке в размере 3.6 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет:
Рабочий объём двигателя которых не превышает 1000 куб. смПо единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. смПо единой ставке в размере 3.2 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1500 куб. см,но не превышает 1800 куб. смПо единой ставке в размере 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. смПо единой ставке в размере 4.8 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. смПо единой ставке в размере 5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 3000 куб. смПо единой ставке в размере 5.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
ЭлектромобилиВ виде совокупного таможенного платежа
Кузова транспортных средств для личного пользованияВ виде совокупного таможенного платежа

2. При попытке ввезти вторую или третью машину за год оформить СБКТС не получится — система не даст, так как такой ввоз, согласно приказу Минфина РК № 250, уже является предпринимательской деятельностью. Соответственно, импорт невозможен как для личного пользования. И если гражданин реализует автомобиль ранее чем через год, придётся заплатить налог с продажи — 10 % от разницы в цене.

3. Юридическим лицам новые машины разрешено будет ввозить только по ОТТС, а оформлять их смогут только официальные импортёры. Частным дилерам пригонять авто по чужим ОТТС запретят.

4. Бывшие в употреблении автомобили в возрасте старше 3 лет юрлицам, в том числе ИП, разрешат ввозить по СБКТС без ограничений по количеству, оплачивая около 15 % растаможки плюс 12 % НДС.

Судя по всему, в настоящее время идёт доработка системы выдачи свидетельств для озвученного выше ограничения. Лаборатории по всей стране сообщают импортёрам, что выдача СБКТС невозможна из-за постоянных сбоев e-окна для экспортно-импортных операций последние 1.5-2 недели.

По поводу права коммерческого использования машины, пригнанной для личных целей: оно, как мы уже говорили, запрещено, кроме случаев последующей регистрации автовладельца в качестве предпринимателя или сдачи транспортного средства, к примеру, в аренду перевозчикам. Главное, чтобы извлечение доходов, связанное с этим авто, было легальным. А основываются эти ограничения на межгосударственных и казахстанских документах, принятых ранее.

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

На каких документах основаны изменения?

По факту оказалось, что ничего революционного в новом порядке ввоза с 1 декабря действительно нет. Таможенный кодекс Таможенного союза был принят и утверждён странами-участниками в 2017 году. Документ этот устанавливал новые пошлины на ввоз автомобилей, в значительной мере отличающиеся от действовавших ранее. Таким образом, государства, входящие в ТС, и в первую очередь Россия, планировали защитить свой автопром от ввоза иностранных машин.

Ещё ранее, в 2015 году, Минфин РК издал тот самый приказ № 250 «Об установлении критериев отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования». В нём устанавливалось:

«Транспортные средства для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, если их количество превышает 1 (одну) единицу в год, рассматриваются как предназначенные для предпринимательской деятельности».

О том, что «физикам» разрешается ввозить один автомобиль в год, говорилось. Однако на деле это никак и никем до сегодняшних дней не ограничивалось.

Чуть позже, в 2017 году, трактовка появилась и в Таможенном кодексе. В пункте 50 документа уточняется: «Транспортные средства для личного пользования — категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных ёмкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

А 46-й пункт сообщает: «Товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже путём пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом».

И в том же 2017 году было принято решение Совета ЕЭК № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в приложении к которому говорилось, что транспортные средства для личного пользования должны растаможиваться по ставкам 54–48 % от таможенной стоимости или 1.5–5.7 евро за куб. см рабочего объёма двигателя в зависимости от возраста, цены авто и размера мотора.

Помимо этого, в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» были прописаны нормы, согласно которым, новые авто имеют право ввозить партиями, как большими, так и малыми, только юрлица, получая для этого ОТТС. А физлицам разрешается импортировать и оформлять машины без ограничения по возрасту только по СБКТС, проводя их по документам как единичные транспортные средства. Причём, как мы уже говорили, согласно Таможенному кодексу ТС, в качестве товаров для личного пользования. При этом юрлица и ИП, не являющиеся официальными импортёрами и не вписанные в ОТТС, могут ввозить машины в возрасте старше трёх лет также по СБКТС.

Выходит, ничего нового не изобретали. Власти подняли документы и решили заставить всех работать по закону. Другой вопрос: почему это не сделали ранее? А также как так вышло, что люди вот уже почти десять лет ввозили как новые, так и б/у автомобили и растаможивали их по меньшим тарифам, история умалчивает. Впрочем, после прошедшей акции по легализации автомобилей уже ничего не удивляет.

«Учитывая действующее регулирование ввоза машин, самым оптимальным выходом является создание ИП или юрлица и ввоз авто старше трёх лет, если есть желание извлекать доходы от перепродажи авто. При этом такой предприниматель обязан гарантировать юридическую чистоту авто, его безопасность, а также соблюдать права потребителей. При таком подходе права наших граждан будут защищены», — пояснил Адилбек Бектибаев.

Как утверждают в Минпроме, новый порядок ввоза защитит и покупателей машин в Казахстане. Для продажи автомобиля юрлицо, то же ИП или ТОО, обязано будет заключить письменный договор с указанием полной стоимости транспортного средства. И в дальнейшем это позволит покупателю более грамотно решать юридические вопросы, если таковые возникнут.

Источник: kolesa.kz

Обсуждение (0)
Нет комментариев
Оставить комментарий