Официально: утильсбор не отменят
Опубликовано финальное решение по петиции об отмене утильсбора.
Перед минувшими выходными Министерство промышленности и строительства РК озвучило свой официальный ответ на петицию «Народ РК против утильсбора и первичной регистрации». Глава ведомства Канат Шарлапаев заявил, что удовлетворена она не будет.
Собственно, о планах Минпрома отказать авторам петиции было известно ещё после общественных слушаний, состоявшихся 15 июля. В финальной части заседания Адильбек Бектибаев зачитал проект решения.
Теперь все желающие могут ознакомиться не только с выжимкой о том, что чиновники не нашли подтверждения доводов, изложенных в петиции, но и с полным мотивированным решением на 24 листах, которое доступно по ссылке.
В документе в очередной раз утверждается, что утильсбор стране нужен, так как он является не только способом решения экологических вопросов, но и одной из мер защиты внутреннего рынка от импорта транспорта, бывшего в эксплуатации, а также поддерживает отечественное производство, но лишь косвенно. При этом не скрывается, что введение платежа совпало с понижением импортных пошлин в 2016 году после вступления Казахстана в ВТО на новые автомобили с 30 до 15 %, а на б/у — с 48 до 15 %.
Приводится статистика постепенного снижения первичной регистрации автомобилей старше 2 лет с 142 тыс. в 2015 году до 14.5 тыс. в 2022-м и подчёркивается факт ощутимого прироста подержанных машин в 2023 году, когда на учёт поставили 334 тыс. машин старше 2 лет в рамках легализации авто из стран ЕАЭС, который серьёзно подпортил картинку обновления автопарка страны.
Утверждается, что до послаблений в тарифной и регистрационной политике доля автомобилей до 3 лет в стране увеличилась с 8.2 до 13.6 %, а доля автомобилей старше 10 лет снизилась с 73 % до 63 по сравнению с данными начала 2015 года.
Говорится, что меры поддержки автопрома поспособствовали привлечению в Казахстан ряда зарубежных автопроизводителей. В списке значатся General Motors, Kia, Hyundai, JAC, Škoda, Yutong, Chery, GWM, Changan и другие.
Тут, правда, стоит отметить, что крупноузловым методом Chevrolet, Hyundai и JAC, к примеру, в РК начали собирать за несколько лет до введения утильсбора, а сборка Škoda в Усть-Каменогорске так и вообще с 2005 года началась.
При этом на забыли авторы и кивнуть в сторону других стран с развитым автопромом, которые используют различные меры защиты от бесконтрольного импорта. В пример приводятся не только ближайшие соседи вроде России и Узбекистана, но и США. Причём в последнем случае используется не действующая тарифная сетка, а планы по введению отдельных пошлин для китайских электромобилей.
Станет ли данный отказ финалом истории с отменой утильсбора — вопрос открытый. В соответствии со статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан в случае несогласия с решением госоргана заявитель петиции вправе обжаловать ответ. Вероятно, группа #НЕТУТИЛЬСБОРУ этим правом воспользуется. Более того, известно о планах подачи жалобы во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом лидер движения Санжар Бокаев уже заявил «Республике».
Источник: kolesa.kz