Почему автогаза нет на заправках Казахстана? Причина №…
Новых виновников дефицита топлива обозначили в Минэнерго.
Проблемы на газовых заправках в стране наблюдаются уже не первый месяц. В западных регионах, а теперь и на юге и севере Казахстана владельцы машин с ГБО могут часами простаивать в очередях. Какие-то АГЗС топливо отпускают только по талонам, какие-то за шоколадки, а другие и вовсе закрыты.
Но, как заявил сегодня в кулуарах мажилиса министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев, дефицита сжиженного нефтяного газа (СНГ) в республике… нет! Просто на некоторые заправки акиматы его не распределяют.
«Где-то 160–170 тысяч тонн ежемесячно акиматы заказывают. Из них в плане распределения у нас примерно 130–140 тысяч тонн. Остальной объём поставляется из резерва. В некоторых регионах был всплеск потребления, причём нехарактерный. По нашей оценке, это связано с увеличением количества транспорта, который переводится на газ. Несмотря на то что министерство предупреждает, что объёмы будут сокращаться, а объём перераспределяться на нужды нефтегазохимии, они (автомобилисты. — Прим. редакции Kolesa.kz) идут на такой шаг», — цитируют главу ведомства Informburo.kz.
Возможно, доля правды в словах министра всё-таки есть, и акиматы действительно придерживают топливо, не будучи уверенными в регулярности поставок. Кто захочет оставить подотчётный регион вообще без газа?! Однако глобально, получается, виноват в дефиците всё-таки «всплеск потребления», озвученный А. Саткалиевым?
В попытке разобраться, откуда у автомобилистов появился повышенный спрос на сжиженный нефтяной газ, мы обратились к официальной статистике. Как оказалось, по состоянию на 1 октября 2023 года в Казахстане было зарегистрировано 407 237 автомобилей, ездящих чисто на газе, а также использующих гибридные установки (газ — бензин). К 1 августа 2024 года их насчитывалось 428 133 единицы, а к 1 сентября 2024-го — 429 788. То есть машин с ГБО в стране за год стало больше всего на 22 551, или на 5.5 %. Какой-то очень маленький «всплеск» получается!
При этом на протяжении нескольких лет переход на СНГ как на более экологичный вид топлива власти активно продвигали среди автомобилистов.
Примерно год назад, в 2023-м, позиция изменилась: газ в стране отпускают по низким ценам, отчего следует уравнять его со стоимостью бензина. А потом начались очереди на заправках и, естественно, поиск виноватых. Редакция Kolesa.kz провела ретроспективу заявлений, по каким причинам. Например, сообщалось, что топлива на АГЗС нет, так как его вывозят за границу, где оно стоит дороже, а летом 2023 года чиновники и вовсе объявили, что одна из причин дефицита как минимум в западных регионах страны — туристы, путешествующие на машинах с ГБО. Теперь вот, оказывается, очереди на заправках выстраиваются из-за слишком бережливых акиматов. Ну и, конечно, на верхушке проблем — виновники дефицита, сами автомобилисты, устанавливающие ГБО в надежде сократить нагрузку на свои кошельки. А может, корень проблемы всё-таки скрыт в кошельках нефтяных компаний? Ведь именно в заботе о них цены на газовых заправках уже теперь будут регулярно увеличивать.
Источник: kolesa.kz