Почему на улицах Алматы после ремонта появляется колея?
Под асфальтом начали исследования — установили несколько датчиков, измеряющих температуру и влажность дорожного основания.
Колея на алматинских дорогах раздражает водителей уже не первое десятилетие. Но выяснить, откуда она берётся, решили только сейчас. Для исследования температуры и влажности дорожной одежды, грунтового основания дорог в южной столице начали использовать автоматизированные комплексы. По данным управления городской мобильности, на глубине до трёх метров установлены датчики в двух местах: на проспекте Абая в западном направлении, на углу с улицей Береке, и на проспекте Гагарина в северном направлении, на пересечении с улицей Жамбыла.
По словам руководителя ТОО «Дорожный научно-производственный центр» Багдата Телтаева, являющегося научным куратором проекта, температура — одна из ключевых характеристик, определяющих прочность и долговечность дороги. И очень важно знать закономерности её изменения во времени с учётом фазовых переходов.
«Система осуществляет автоматизированный сбор параметров водно-теплового режима дорожной конструкции в точках стационарного контроля. Устанавливая закономерности и характеристики изменения температуры в летний период, мы подбираем полимер для асфальтобетона, устойчивый к колееобразованию. А устанавливая закономерности и характеристики изменения температуры в зимний период, подбираем полимер для асфальтобетона, устойчивый к трещинообразованию. В результате получим асфальтобетон с гибридным полимером», — рассказал Б. Телтаев.
В акимате сообщили, что проект является долгосрочным и предполагает установку ещё пяти подобных комплексов в различных частях города. Помимо этого, будут выполнены работы по измерению интенсивности и состава транспортного потока на участках основных дорог города Алматы для определения доли «средневесовых» транспортных средств.
Стоит отметить, что исследовать причины колееобразования ТОО «Дорожный научно-производственный центр» начало пару лет назад, получив на эти цели от акимата 93 млн тенге. А в мае текущего года руководитель компании Багдат Телтаев доложил о дорожных проблемах президенту страны, после чего ему выделили из казны мегаполиса ещё один приличный транш.
Добавлять в асфальт американские и французские полимерные присадки в Алматы начали по рекомендации того же Дорожного научно-производственного центра. Причём Б. Телтаев в интервью проекту «Дорожник» на YouTube-канале Kolesa.kz пояснил, что исследования полимеров не завершены и тестировать их продолжат на городских дорогах: на всём протяжении Абая, Аль-Фараби, Жандосова, Тургута Озала, Байзакова и т. д.
Одним из примеров с пластилиновым покрытием Kolesa.kz привели улицу Мынбаева. Каждое лето с повышением температуры её асфальт можно проткнуть обычным карандашом, а след на нём остаётся даже от веса человека. Телтаев податливость материала списал на аномальную жару летом. Или на то, что по улице ездят грузовики с перевесом.
Новый полимерный асфальт в рамках грандиозной модернизации основных улиц Алматы как раз таки эти аномальные температуры должен был выдержать. Об этом населению даже на экранах в метро сообщали.
Но спустя год после ремонта проспекта Абая на выделенных полосах покрытие всё же продавилось под тяжестью автобусов и троллейбусов. В акимате посетовали на высокую температуру в июле 2024-го и нерадивость подрядчиков и обязали строителей перестелить асфальт на аварийных участках за свой счёт. При этом разровнять асфальт чиновники пообещали лишь на недавно отремонтированных улицах: Абая, Тимирязева, Жандосова. Когда приведут в порядок остальные дороги в мегаполисе, акиматовцы ответить затруднились, хотя устранить колейность по стандарту обязаны в течение пяти дней.
Кстати, на заседании Национального курултая глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил начать масштабную трансформацию дорожной инфраструктуры.
«Качественные дороги — общенациональная задача. Они должны стать главным приоритетом. Однако ситуация с качеством тяжелейшая. Люди справедливо жалуются на плохое дорожное покрытие. Причины разные, но главная — коррупция», — отметил президент.
Источник: kolesa.kz