Полиция Алматы закрыла 1700 мопедов на штрафстоянке ради упреждающей меры
Количество зафиксированных нарушений исчисляется десятками тысяч. Но законны ли аресты?
Сегодня на брифинге представители департамента полиции Алматы доложили о ситуации с мопедами в городе. По их анализу она катастрофически ухудшается.
Всего в городе насчитывается около 50 тысяч скутеров, и только с начала текущего года в мегаполисе произошло 743 ДТП с их участием, в которых получили травмы 757 человек, а 14 погибли. За этот же период 2023 года мопедисты стали фигурантами 293 аварий. То есть количество происшествий увеличилось в 2.5 раза.
Так как мопеды нигде не зарегистрированы и к каждому патрульного не приставишь, то, по мнению полиции, мопедисты и творят что хотят. Не новость, конечно, но факт очевидный. И с их беспределом на дорогах стражи порядка борются, устраивая периодические рейды. Многие жители Алматы, скорее всего, видели такие отработки. Результатом такой профилактики стала 31 тысяча протоколов, составленных на водителей мопедов, а 1700 скутеров оказались на штрафстоянке за текущий год.
Техпаспорт и номер мопедам пока не положены. Но их водители уже не первый год нумеруют себя сами. К примеру, табличкой из Германии. Встречаются арабские (экспортные), американские и даже японские!
Но вот тут-то и начинается самое интересное. Как отметили в департаменте, мопеды на стоянке они запирают в основном в качестве… упреждающей меры. И возвращают владельцам лишь после того, как те подтвердят это право, предъявив хоть какие-то документы на мототехнику. Никакие конституционные права при этом якобы не нарушаются, а патрульные даже успели найти такими методами 20 краденых мопедов.
То, что за порядком пытаются следить, — это спасибо! Однако по закону сегодня люди за рулём мопедов не обязаны никаких документов иметь и уж тем более что-либо подтверждать. Презумпцию невиновности у нас пока никто не отменял. По большому счёту, мопед в настоящее время — это просто вещь, устройство, которое не требует регистрации. Пусть большая, на колёсах, с движком и довольно опасная при неправильном с ней обращении на дороге, но тем не менее. Скутер, по сути, как и велосипед. Но ведь никто не задерживает людей на улицах и не отправляет в райотделы, заставляя доказывать факт покупки велика. Просто о регистрации мелкой мототехники нужно было позаботиться хотя бы года два назад, когда курьерские службы стали частью городской жизни.
В случае с мопедами, многие из которых могли неоднократно перепродаваться из рук в руки без какого-либо оформления сделки или находятся в аренде, требовать документы у их владельцев как минимум странно. Часть из техники осела «на балансе» ломбардов за долги, и микрокредитные организации тоже их распродают без какой-либо регистрации. Это ведь у нас никак не регулируется? Как максимум есть повод задуматься о законности подобных «упреждающих» методов в прокуратуре.
Мы никоим образом не защищаем поведение скутеристов. Сами ездим по городским улицам, ежедневно сталкиваемся с их нарушениями ПДД, слышим треск их выхлопа и видим аварии с их участием. Но закон есть закон, и он должен быть одинаков для всех. А пока получается, как в том анекдоте: «Тогда арестуйте меня за изнасилование!» — «Так вы же ничего не совершали». — «Но прибор-то есть!»
А вы как относитесь к такому «упреждающему» аресту мопедов?
Источник: kolesa.kz