Превышают скорость и садятся за руль пьяными: как алматинцы относятся к каршерингу
Каршеринг в Казахстане, как бизнес, появился сравнительно недавно. Машины в аренду сдают сами хозяева, небольшие шеринговые фирмы на пять-десять авто и крупные компании, чей парк насчитывает более 500 автомобилей.
Ежедневно услугами каршеринга пользуются сотни людей, и далеко не все из них относятся к арендованным авто с должной ответственностью. Среди клиентов встречаются как банальные нарушители правил дорожного движения, так и откровенные вредители, которые превращают салоны в настоящую помойку и даже выцарапывают нецензурные слова на капоте.
Директор каршеринговой компании Игорь Бойко рассказал Tengri Auto, с какими клиентами им иногда приходится иметь дело, а также о том, на чьи плечи ложится компенсация ущерба в случае порчи арендного автомобиля.
Кто чаще всего пользуется услугами каршеринга?
Иллюстрированное фото: depositphotos.com
Как рассказал Игорь Бойко, среди пользователей арендных авто около 90 процентов казахстанцев и только 10 процентов иностранных граждан, в основном из стран СНГ. Туристы из дальнего зарубежья тоже прибегают к услугам шеринга авто, но реже, в силу разности ПДД и специфики вождения наших автомобилистов.
При этом собеседник отмечает, что казахстанцы используют арендные машины чаще для перемещения по городу, а иностранцы прибегают к услуге, чтобы посетить природные красоты, расположенные за его пределами.
Аварии и компенсация ущерба
Иллюстрированное фото: depositphotos.com
Нельзя отрицать, что не все водители одинаково хороши в вождении, ответственны, неукоснительно соблюдают ПДД и скоростной режим. Лихачей всегда хватает. Такие есть и среди владельцев собственных авто, и среди тех, кто берет в аренду чужие. Как следствие, на дорогах мы наблюдаем аварии.
«В 2023 году наши расходы на аварийный ремонт автомобилей составили 300 миллионов тенге, с начала 2024-го — 115 миллионов», — говорит директор каршеринговой компании.
Также он объяснил алгоритм возмещения ущерба, в случае если вы попали в аварию на арендованном авто.
«Если виновник ДТП не наш клиент, то все расходы покрывает страховка виноватой стороны и с нашей стороны никаких претензий к клиенту нет. Если же в аварии виноват наш клиент, то страховая компания покрывает убытки третьей стороне, чью машину повредил арендатор шеринговой машины вследствие ДТП, а ущерб нашему автомобилю покрывает клиент, который был признан виновным в ДТП по решению административного суда», — объяснил Игорь Бойко.
Причем, отмечает собеседник, на место аварии, помимо сотрудников дорожной полиции, в обязательном порядке приезжает сотрудник каршеринга — аварийный комиссар, который сопровождает ДТП и представляет интересы как компании, так и интересы клиента.
«У нас есть отдельный департамент регистрации ДТП, который выезжает на место аварии. В нем работают аварийные комиссары, большинство из которых — это бывшие сотрудники департамента полиции с огромным опытом, которые знают, как регистрировать ДТП, как выявлять виновника. Это важная работа с точки зрения защищенности клиента».
После установления виновника ДТП аварийный комиссар направляет фото с места аварии независимой оценочной компании, которая готовит предварительную оценку ущерба. Если клиент согласен с суммой предварительного ущерба, то мы принимаем компенсацию на месте, если же не согласен, то назначается выездная экспертиза оценки ущерба независимой оценочной компанией, на которую в обязательном порядке приглашается клиент.
«В случае если клиент соглашается на компенсацию предварительной оценки, мы несем определенные риски. Так как выявленные на месте аварии повреждения могут быть для нас не окончательными. То есть мы договорились с клиентом на определенную сумму компенсации, он согласился, после мы привозим машину на СТО, и там находится еще масса скрытых повреждений. Это уже компания оплачивает самостоятельно. В случае если клиент оспаривает первоначальную оценку ущерба, мы приглашаем его на полноценную диагностику авто с независимыми экспертами, работающими по законодательно утвержденной методологии, где выдается официальное заключение. Клиент, в случае если он виновник аварии, должен возместить ущерб полностью согласно заключению экспертизы», — объясняет он.
Директор каршеринговой компании отметил, что ущерб считается по рыночной цене и сделать «подешевле» не получится.
«Клиенты часто думают, что они могут купить где-то на разборах китайский бампер и поставить его. Но это так не работает. Запчасти на наши машины закупаются только у официальных дилеров, ремонт должен быть качественный, безопасный, поэтому мы не разрешаем клиентам ремонтировать наши машины. Мы должны быть уверены в качестве автомобилей для последующего использования другими клиентами», — поясняет Бойко.
Вандалы, вредители и бан
Среди клиентов каршеринга попадаются водители, для которых «культура» — всего лишь пустое слово, за которым ничего не стоит. Такие оставляют в машинах мусор, курят в салонах, а иногда и намеренно вредят.
Иллюстрированное фото: depositphotos.com
В этой части арендаторы автомобилей, которые передают ключи клиенту из рук в руки, хоть как-то защищены – чтобы взять машину, клиенту нужно лично встретиться с владельцем авто, оставить ему свой паспорт и сумму залога, а также подписать договор, где часто прописано, в каком виде авто должно быть возвращено (например, после мойки и с полным баком). И если клиент попытается вернуть авто в ненадлежащем виде, ему как минимум не вернут залог, как максимум – документ, до тех пор, пока он не выполнит условия договора.
А вот владельцы крупных каршеринговых компаний, где машину можно арендовать, зарегистрировавшись в приложении, рискуют больше. Зачастую клиенты не читают договор и поэтому нарушают правила пользования, но есть и такие, кто намеренно портит машины, думая, что это останется безнаказанным.
«У нас был клиент, взявший практически новую машину, которая и тысячи километров не проехала, и выцарапал на руле слово «руль». Еще один, тоже на почти новой машине, на капоте нацарапал слово из трех букв. Был клиент, который курил в авто, стряхивал пепел на пассажирское сиденье, а окурки бросал в салоне. Кроме этого, по всему салону была разбросана шаурма. Как итог – огромная прожженная дыра на пассажирском сиденье, грязь и вонь. Таких людей мы находим всегда и применяем к ним штрафные санкции согласно договору аренды. Конечно же, таким клиентам нет никаких поблажек и скидок. Наказания самые строгие», — рассказывает Игорь Бойко.
Он отмечает, что такие клиенты навсегда отправляются в бан и больше никогда не смогут воспользоваться услугой каршеринга. В черный список также отправляются водители, которые были пойманы за рулем в состоянии алкогольного опьянения, те, кто регулярно оставляет машину в неразрешенных местах, а также те, кто систематически передает руль другому человеку.
«Касательно последних, с точки зрения закона это трактуется как «угон без цели хищения». И это уголовная ответственность», — пояснил собеседник.
Еще одна категория клиентов, которые безоговорочно блокируются приложением, – нарушители скоростного режима.
«Даже если водитель не попался на камеру фотофиксации скоростного режима, это не означает, что он уйдет от ответственности. Все наши машины оборудованы GPS, который позволяет сканировать скорость каждого автомобиля. И договором у нас предусмотрены штрафные санкции за нарушение скоростного режима… Мы понимаем, что если человек едет по трассе, например Алматы — Конаев, со скоростью 180 километров в час, то он несет колоссальную опасность, как для нашего авто, так и для всех участников дорожного движения. Более того, он подвергает опасности свою собственную жизнь. Таких мы штрафуем и блокируем именно потому, что они не думают о последствиях своих действий», — заключил Игорь Бойко.
Источник: tengriauto.kz