Tank 300 будут выпускать на новом заводе в Алматы
Китайский внедорожник станет одним из первенцев мультибрендового предприятия, чей запуск запланирован на 2025 год.
В сентябре 2022 года стало известно, что в Алматы будет построен ещё один автомобильный завод. Выпускать он будет машины не одной марки, а сразу нескольких китайских, причём конкурирующих между собой. Более того, площадку изначально спроектировали для работы по мелкоузловому методу со сваркой и окраской кузовов, а вокруг неё должен разрастись кластер компонентного производства.
На дворе май 2024-го, и до пилотного запуска AMMKZ, или Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, остаётся меньше года. Kolesa.kz побывали на территории предприятия, посмотрели на текущее положение дел и узнали о стартовой модельной линейке, планах по экспорту автомобилей и какие детали хотят локализовать в стране в первую очередь.
Что происходит на заводе сейчас
Официально строительство предприятия стартовало в IV квартале 2022 года по соседству с алматинским заводом Hyundai Trans Kazakhstan. На сегодняшний день, по словам представителей компании, земляные работы завершены на 90 %, частично возведён каркас двухэтажного здания, отдельные участки уже накрыли крышей и готовят под заливку пола. Дел у строителей, несомненно, ещё много.
1 / 12
Согласно планам, в августе 2024-го должен начаться монтаж оборудования на заводе, а к концу года завершатся все строительные и монтажные работы
1 / 3
Общая площадь AMMKZ составит 200 тыс. кв. м, 45 тыс. из которых придутся на рекреационные зоны для сотрудников, включающие спортивные залы, кафе и даже собственный кинотеатр
Что из себя представляет AMMKZ
Руководство Astana Motors называет AMMKZ уникальным предприятием, так как это единственный в мире мультибрендовый завод, где будут выпускаться машины трёх серьёзных конкурирующих китайских брендов. Также подчёркивается, что только на этой площадке на территории СНГ цеха сварки и сборки находятся на разных этажах. Ну и напоследок AMMKZ должен стать первой автосборочной площадкой в стране с автоматическим складом — распределителем кузовов.
На новом алматинском заводе ожидается неплохой уровень автоматизации производства. Так, кузова будут варить не только люди, но и 17 японских роботов Fanuc. Последним доверят самые сложные сварочные точки. Ещё 22 автоматических манипулятора, но уже фирмы ABB, установят в цехе окраски кузовов, а 12 аналогичным машинам предстоит окрашивать пластиковые детали.
Помогать робототехника будет и в процессе сборки. В частности, специальный транспортёр подсобит с доставкой и установкой элементов шасси и двигателя, а отдельные роботы самостоятельно нанесут стекольный герметик перед установкой переднего и заднего ветровых стёкол. За доставку кузовов на нужные линии, их сортировку и складирование также будет отвечать автоматика.
1 / 7
Естественно, по всей длине конвейера поставят целый ряд других манипуляторов, которые пусть и в ручном режиме, но упростят процесс сборки автомобилей.
Заявленная производительность цехов сборки и сварки составляет 30 кузовов в час, а вот на окраске за то же время могут обслужить только 27. Ежегодно AMMKZ способен выпускать до 90 000 машин и должен обеспечить работой 3600 человек.
Инвестиции в проект AMMKZ составят 182 млрд тенге, 30 % от которых являются собственными средствами Astana Motors, а остальные 70 % — заёмные через инструменты финансового лизинга ФРП и гарантии БРК
Что будут выпускать
В 2022 году «Астана Моторс» подписала меморандумы с концернами Chery Automobile Company, Changan International Corporation и Great Wall Motor. Соответственно, на заводе наладят производство моделей именно этих концернов. Всего на конвейеры планируется поставить девять различных моделей, но в компании ещё не определились, какие именно. Эти решения отложены на потом. Тем не менее стартовая линейка площадки уже заявлена.
Tank 300
Tank 300
Tank 300
Tank 300
Tank 300 1 / 5
Одним из дебютантов станет рамный внедорожник Tank 300, набирающий популярность у казахстанских любителей активного отдыха. Машина сейчас оценивается автосалонами в 17.2 млн тенге за самую простую версию. Можно предположить, что после локализации «трёхсотый» станет ещё доступнее.
Changan CS55
Changan CS55
Changan CS55
Changan CS55
Changan CS55
Chery Tiggo 2
Chery Tiggo 2
Chery Tiggo 2
Chery Tiggo 2
Chery Tiggo 2 1 / 10
Компанию «Тэнку» составят бюджетный переднеприводный паркетник Chery Tiggo 2 и такой же моноприводный Changan CS55. Правда, последний ещё могут заменить на седан Changan Alsvin третьего поколения, который продают в Казахстане с начала 2024 года. Ожидается, что выбор будет зависеть от рыночных показателей обеих моделей.
Changan Alsvin
В компании подчеркнули, что линейка автомобилей завода AMMKZ должна стать уникальной в пределах ближайших соседей. И для этого есть немаловажная причина.
Где будут продавать
Для относительно небольших объёмов казахстанского рынка производственная мощность завода 90 000 автомобилей в год, которая накладывается на уже действующие предприятия вроде площадок Hyundai и Allur вместе с двумя новыми стройками: Kia в Костанае и Exeed в Алматы — выглядит несколько избыточной. Однако стоит учитывать, что AMMKZ планировался с прицелом на экспорт. Причём за рубеж в компании собираются отправлять сразу 60 % продукции. Одним из основных рынков называется Российская Федерация. Именно с этим связана необходимость в уникальной модельной линейке.
К слову, в рамках пресс-конференции прозвучала ремарка о том, что появлением Tank 300 в планах завода мы обязаны именно интересу со стороны россиян, где модель пользуется отличным спросом. Около 7 тысяч «трёхсотых» купили там за 2023 год, согласно данным «Автосата», притом что продажи стартовали только в марте
Что по автокомпонентам
Упомянутый выше автокомпонентный кластер уже начал зарождаться. Совместными усилиями с зарубежными партнёрами «Астана Моторс» готовит к запуску производство пластиковых компонентов вроде бамперов, брызговиков и подкрылков, резиновых изделий типа салонных ковриков, автомобильных сидений и медиакомплексов.
Возводить этот технопарк начали в 2023 году, а завершить обещают к концу 2024-го.
Ожидается, что старт выпуска собственных автокомпонентов даст толчок развитию этой отрасли. В будущем глубокая локализация деталей способна существенно снизить итоговую стоимость новых автомобилей в Казахстане. Однако на начальных этапах рассчитывать на заметное падение цен не стоит. Так, по словам СЕО «Астана Моторс» Бекнура Несипбаева, сделанные в РК сидушки — минус 82 доллара, а собственные медиакомплексы — это ещё минус 100 долларов, что в рамках 17.5 млн тенге, которые сегодня просят за хорошо оснащённый Hyundai Tucson с мотором 2.5, к примеру, как капля в море.
По планам Astana Motors строительство AMMKZ должно завершиться в конце 2024 года с началом пусконаладочных работ и запуском пилотного производства в I квартале 2025-го. Старт массового выпуска автомобилей назначен на II квартал 2025 года.
Источник: kolesa.kz