У владельцев водородных Toyota Mirai в США выявились проблемы
Замерзающие насосы. Стремительный рост цен на топливо. Обвальное падение стоимости как на первичном, так и вторичном рынке.
InsideEV опубликовал развёрнутый материал о катастрофически неудачном опыте эксплуатации Toyota Mirai за океаном, или же как водородная мечта обернулась кошмаром.
Сконструированный на одной платформе с Lexus LS, высокотехнологичный и роскошный седан Mirai второго поколения олицетворял собой надежды Toyota на светлое будущее машин на топливных ячейках (FCEV). Являясь, по сути, электромобилем, Mirai получает энергию не от внешней электросети, а от сжатого водорода, оперативно заряжающего бортовую батарею небольшой ёмкости. Побочные продукты процесса при этом лишь чистая вода и тепло.
В реальности же многообещающая новинка принесла своим владельцам массу хлопот и разочарований. Но не потому, что плохо сделана или не соответствовала заявленным характеристикам (хотя реальный пробег и оказался значительно меньше паспортного, 260 вместо 402 миль, по отзывам владельцев). Всё дело в несовершенстве и неразвитости инфраструктуры для водородного транспорта.
Строительство водородной станции изначально обходится очень дорого. Между тем количество моделей на топливных ячейках, которые находятся в эксплуатации (Toyota Mirai, Hyundai Nexo и Honda Clarity Fuel Cell) невелико для окупаемости водородных АЗС.
Оттого желающих продавать водородное топливо становится всё меньше. В частности, о закрытии своих станций совсем недавно объявило подразделение нефтяного гиганта Shell Hydrogen, объяснив это неблагоприятной рыночной ситуацией и перебоями с поставками водорода. И если в 2023 году на огромной территории США насчитывалось всего 59 водородных заправок, то сейчас их 52, а скоро будет ещё меньше.
Стоимость водорода тем временем взлетела до небес. В отличие от бензина (который измеряется объёмом жидкости), водород продаётся по весу. В 2021 году сеть водородных заправок True Zero взимала 13 долларов за килограмм водорода. Сегодня он стоит 36 долларов за килограмм. Это означает, что заправка пустого топливного бака Mirai обойдётся в 203 доллара.
И даже по прибыти к желанной колонке с H2 беды не заканчиваются. Помимо привычного дефицита топлива, нередки случаи, когда Mirai примерзает к водородному соплу из-за чрезвычайно низких температур, при которых хранится водород, из-за чего часами приходится ждать техника, который разморозит машину.
В Toyota находятся в курсе всех перечисленных выше сложностей, однако помочь ничем не могут, поскольку собственной сети водородных станций у компании нет и формировать её не собираются. Японцы и без того платят за топливо своим клиентам в США: при покупке нового Mirai сразу же вручается топливная карта на сумму 15 000 долларов, которая действительна в течение шести лет или чуть менее 30 000 миль пробега.
Неудивительно, что Mirai продаются с безумной по меркам автомобилестроительной отрасли скидкой. Если цена модели в топовой комплектации Limited формально составляет 67 095 долларов, то по факту торговые представители Toyota предлагают их на 40 000 долларов дешевле!
1 / 5
На вторичном рынке ситуация столь же удручающая. Так, хозяин Mirai Limited 2022 года выпуска с пробегом всего 9700 миль в марте отдал машину на оценку в дилерский центр для перепродажи, где её стоимость оценили суммой в пределах 10–11 тыс. долларов.
Уставшие бороться с ворохом обрушившихся на них проблем, обладатели Mirai предложили Toyota выкупить назад их машины, однако в компании отказались, сославшись на то, что «никаких дефектов сборки или некачественных материалов обнаружено не было». Что же до отсутствия водородного топлива и проблем с нехваткой водородных АЗС — данные вопросы никак не относятся к гарантийным обязательствам автопроизводителя.
Источник: kolesa.kz